Франция 2014

 Франция.

Я не верю в суеверия, в магические числа, во всяких шаманов, в светлое будущее нашей страны, и  пятницу 13е. Но 2013 год был нечто, особенно декабрь. В декабре у меня накрылась видеокамера, холодильник, стиральная машина, и кофемашина, и это все в течении двух недель. Да и сам год был тяжелым. С командой, которая собиралась ехать кататься на лыжах тоже произошли изменения. Сразу отвалились три человека, еще на этапе бронирования домика. Одного мелкого оставили дома за плохую учебу, буквально перед поездкой. Еще один человек сломал руку, но отказываться было уже поздно, пришлось ехать и заживлять руку свежим Альпийским воздухом.

По дороге с машиной тоже начались приключения. Погасла часть подсветки печки, мелочь, но неудобно.  Начал барахлить мотор стеклоомывателя. До поездки было все хорошо, никаких признаков что он накроется, а по дороге — на тебе,я подыхаю.В принципе в Европе он не особо нужен, дороги чистые, а вот на родине......  Но после того, как я озвучил мысль  продать машину по приезду домой, все заработало. Шайтан, даже поп со святой водой не потребовался.  

 Поехали не как обычно, через Брест или Домачево, а по новому маршруту — через Белосток. В день отъезда пошел долгожданный снег, и дорога от Дмитровки  на Минское шоссе заняла всего 3 часа,  дальше все было нормально. Таможня тоже учудила. С братьями белорусами все как обычно — никаких проблем. А вот поляки порадовали. Паспортный контроль стандартная процедура, а вот досмотр вывел нас из себя. Подошел такой отожравшийся на трофейных харчах молодец, и начал осматривать машину. Рот доброго молодца имел два состояния — или жевал, или говорил. Детина залез под капот, посмотрел салон, багажник, и спросил что мы везем. При этом он не переставал жевать. В сумке с продуктами в дорогу лежала колбаса, испанский хаммон, несколько вареных яиц, сыр, печенье, ну и все такое, что обычно берут в дальнюю дорогу. Из предыдущей  машины наших друзей он зацепил пачку хлебных палочек, и сказал что остальное он не видел. Моя машина была последней, за мной никого не было, и времени на досмотр был вагон и небольшая тележка. Этот жующий хомяк залез в сумку и начал все из нее вытаскивать. Сыр нельзя, нарезанное мясо — нельзя, нарезанную колбасу- нельзя, чищеные вареные яйца нельзя, открытый йогурт- нельзя, икру мойвы в консервной банке — тоже ненельзя. Ему сказали что это консервы, и насчет банки — он в пролете, в общем ничего нельзя. Таможня положила глаз на хаммон, на что ей было сказано: не маленький, морда треснет, а изоленты нет, заматывать нечем. На что был ответ, или выбрасывайте, или ешьте. Помойки рядом  с машиной не было, и все что таможня указала  на выброс, попросила положить в пакет, и сказала что сама выкинет. Мы не торопясь поужинали запрещеннми продуктами, что не смогли съесть понадкусывали, все равно выбросят, предложили угоститься хаммоном таможне, на что она отказалась, и когда не осталось ничего лишнего, или запрещенного к ввозу, нам отдали паспорта, и пожелали счастливого пути.  Пускай польская таможня порадуется недорогому сыру российского производства.

Так что если поедете через этот погранпереход, имейте в виду, что российские машины шманают на наличие продуктов питания животного происхождения. Таможня по большей части грузовая, и для местных, а наши машины у них как развлечение. Сколько раз проходили границу, нас  так ни разу не копали. Рылись именно в сумках, в которых лежит еда в дорогу. Остальне смотреть не стали. На переход границы ушел час, хотя перед нами было всего 3 машины.

После была дорога на Варшаву, поиск отеля и заселение в половине третьего по местному времени. Приятный отельчик, American House недавно отремонтированный, уютный, с хорошим завтраком. Двухместный номер с хорошим завтраком обошелся в 190 злотых, примерно 2100р. Принимают местную валюту и карточки. Могу смело его рекомендовать.
 
Позавтракав, поехали в Германию, ночевка была недалеко от Франкфурта на Майне.Приехали, переночевали, поехали дальше, описывать нечего.
 

В Валь Сени мы поехали через Швейцарию, 40 франков или 35 евро — это дешевле, чем платные дороги Франции. Если вы въезжаете в эту страну по автобану, то у вас 2 варианта действия. Первый — купить виньетку(оплата платных автобанов) на заправке недалеко от границы, или прямо на границе. Там дорога делится на 3 части, одна часть для грузовиков и автобусов, вторая для тех у кого нет виньеток, третья — у кого есть. Если виньетка есть — встаете в левый ряд и после проверки ее наличия проезжаете. Если нет- встаете в любой ряд. Из среднего ряда вы сразу проедете к кассе и расставшись в денежными знаками — добро пожаловать. Из левого ряда вас завернут и направят к той же кассе. В остальном никаких тонкостей нет. Если вам повезет, и вы козьими тропами проберетесь в Швейцарию, на простых дорогах вас никто не тронет, а вот  на автобане могут тормознуть и продать виньетку.

Франция. Платные автобаны, причем достаточно дорогие, так что если денег жалко — выбирайте маршруты объезда по обычным дорогам. От Женевы до Валь Сени примерно 250 км, из них 30 км по бесплатной дороге.  С нас взяли 23,20 евриков. Что в перерасчете  получаем 1 евро на 10 км автобана.

На этот раз наше жилье было не отдельным домиком, а аппартаменты в большом многоэтажном шанхае. Огромный многоэтажный альпийский домик, в котором расположена большая куча аппартаментов. И тут французы отличились, лягушки в голове все таки не наш стиль жизни. Когда кухня и столовая представляет собой одно помещение, это очень удобно,по нашим понятиям. Но тут вмешались земноводные, и воздвигли  между кухней и столовой непреодолимую преграду в виде шкафа с дыркой. Это очень замечательно, когда на кухне торчит одна кухарка и по первому требованию выставляет тебе в окошко то, что ты просишь, прям как в совковые времена в заводской столовой. Особенно это хорошо, когда аппарты расчитаны на 3-4 человека, а когда живут 10?
     

Один человек стоит у плиты и поварешкой мешает суп, второй моет посуду, а если надо взять чашки или залезть в холодильник — это уже жесть. Причем  такая система во многих домиках, спрашивается  — нахрена?  Комнатки уютненькие, маленькие, рассчитанные на минимализм, чемодан 7Х8 поставить так, чтоб не мешал ходить сложно, за то в каждой комнате есть свой санузел, упакованный джакузи, что очень порадовало. Стиралки нет, но если надо постирать шмотки, наливаешь воды в ванную, насыпаешь порошка и нажимаешь кнопочку, через пол часа все сияет белизной. Правда вешать сушить некуда, но это уже другой вопрос.  Есть еще вариант заехать на заправку, и там, на улице,  стоят огромные стиральные машины, в которых колбасятся шмотки.  С какой скоростью они стирают я не знаю, но точно не быстрее чем заправляешь полный бак. И еще проблема, стоять ждать приходится на улице, или в машине. А если становится скучно- то можно забежать в супермаркет, который случайно находится по соседству.
   

Порадовало наличие небольшого бассейна, который не принадлежал нашему комплексу, но нам дали абонемент на 6 посещений. Небольшой, и многолюдный, но если приходить за час до закрытия, то можно поплавать не как шпроты в банке.  И если вам не хватит физической нагрузки на горе, то ее можно добавить в бассейне. А если пойдет перегруз, то разгрузиться можно в соседней  джакузи.  

Склоны Val Cenis — это нечто! После Австрийского порядка тут полный бардак с обозначениями. На всем курорте существует только одна большая карта, на которой можно понять где ты находишься. И эта карта находится в самом низу у подъемников.  Все таки лягушки сделали свое дело. Закрываешь глаза, суешь кусок в рот, чувствуешь что курица, открываешь глаза, смотришь- лягушка. На склоне тоже самое, едешь по трассе, стоит указатель, маршрут номер четыре. Открываешь карту, смотришь на нее, а номеров трассы там нет, но есть название, которое не то что выговорить, прочитать сложно. Если знаешь французский, то проблем никаких, а нам неграмотным по началу тяжеловато. Через пару дней, привыкаешь, и карта уже не нужна. По техническому оснащению Валь Сени можно сравнить с Цюрсом и Лехом. В основном старые креселки, которые намертво привязаны к несущему тросу, и не тормозят при посадке, и ты получаешь пинка под зад, и иногда сверху на голову без предупреждения опускается дуга безопасности. Ни на одной креселке нет защитного колпака от ветра, и часть креселок имеет пластиковые сидения с дырками в сидении и на спинке. Без ветра в принципе ничего страшного, а когда ветер в спину, то спина и задница имеют возможность дополнительно проветриться прохладным ветерочком. Посадка одной креселки была вообще сделана для детей трехлетнего возраста, или карликов. При посадке низ сидения был чуть-чуть выше лыжного крепления,а сама седушка лупила мне по ботинку. Короче говоря, работы по модернизации тут непочатый край.
   

С едой на склоне тоже прикольно. Кофе стоит гуманных денег, а все остальное — жесть. Порция картошки фри стоит 5 евро, если ухомячить ее в одно лицо, то про катание можно будет забыть, сил хватит только на то, чтобы скатиться с горы как колобок, и докатиться до дома. Но это в Австрии, а тут — максимум заморить одного червячка, и то, на пол часика. По этому рассчитывать на то, что можно недорого и хорошо поесть на горе не приходится. Спускайтесь с горы, и наедайтесь дома,  а потом обратно на гору.

С обслуживанием трасс тут все нормально, рaтраки ходят каждую ночь, черные трассы в отличие от австрияков не обслуживаются. Радует отсутствие народу на трассе. Курорт по большей части учебный, и даже в середине дня на некоторых трассах может сохраняеться вельвет.

По средам на улице деревушки организуется рынок, на котором можно прикупить сыров, колбасок, сладостей, вина, и всякой попутной снеди. Хаммон стоил 10 евро за кило, про вкус говорить не стоит. Про цены молчу, если сравнивать с вареной колбасой в Ашане — дорого, если подходить к этому вопросу а сколько это будет стоить у нас, то гуманно. А учитывая качество сыров продаваемых у нас, то сравнивать просто нечего. Причем прежде чем купить, все можно попробовать, что не лишено смысла.
     

Из развлечений в день отдыха была поездка в город Анси 185км по автобану или 156 по простым дорогам. Красивый городок, очень впечатляет старый город, построенный прямо на воде. Проектировали грамотные люди, которые шли в ногу со своей эпохой, а вот строили пра-пра-прапредки таджиков. Красиво, прикольно, но нихрена не ровно. Чего стоит только эта дверка, вот только не надо говорить что это искажения оптики, неправильный угол, руки, дверка на самом деле такая. А названия заведений просто завораживают! 
        
Городок реально впечатляет, и проделанного пути было не жалко. Кстати, нам было западло платить за автобаны, и мы поехали по обычным дорогам, заодно посмотреть как живут простые французы. Могу сказать что неплохо, и дороги приличные. Огромное количество круговых движений, везде нормальные указатели, и езда вообще не напрягала. Никаких пробок, заторов, все культурно и приятно, так что если располагаете временем, то за скоростной проезд можно не платить. Вернемся в город. Первой нас встретила парковка. Платная парковка в центре города, рядом с портом, стоимость 1 час 1 евро, 2 часа — 2 евро. Прикинув что 3 часов нам должно хватить, а потом можно вернуться и продлить парковку, засунули 3 евро в паркомат, и нажали кнопку. На часах было 12.06, следуя логике прайса 3 евро — 3 часа, паркомат покряхтел, пожужжал, и выплюнул наш билетик, в котором было написано что парковка до 17.00! Видно когда делали этот агрегат, в него подмешали водоросли, и он тоже закрывался на сиесту. Погуляв по улочкам, мы очень удивились, вроде моря рядом нет, а куча заведений закрыта на сиесту — средиземноморский синдром, как и у паркомата. Хотя рядом было большое озеро, но оно было пресным.
     

Нагулявшись по улочкам, мы решили посетить музей, который располагался в замке, который возвышался над городом. Простой билет стоил 5.20, групповой( от 5 человек) 4.00. Замок симпатичный, но все остальное, это была жесть. Побывав во франции я понял откуда взялось искусство модернизма, авангардизма, все такое. Когда есть большая свободная площадь, и ее надо чем то заполнить, чтобы завлечь людей и срубить бабла, а художников было мало, и показывать было нечего, то придумали эту хрень. Стены завешивают всяким гавном, типа пьяный художник сел жопой на палитру, уронил на пол кусок сыра, и пока смог его поднять, 12ть раз ткнулся этой жопой в холст. Утром проснулся, протрезвел, посмотрел на холст, и охренел. Холсту писец, палитре — жопа, картину завтра отдавать, но все может спасти только чудо в виде подписи под картиной типа" Полет мысли бреющего буревестника за 3 секунды то того, как луна затмит солнце вполуденное равноденствие". И вот в этом стиле выполнена вся экспозиция одной части музея.
   

Её разбавили фотографии француза, который фотографировал хохлов в начале 20го века, и большой синий стеклянный квадрат малевича с четырьмя отверстиями. Немного нормальных картин, статуй и бюстов.Про тетку, которая бегала в рамке и долбилась головой об стены я промолчу.  Вторая чась экспозиции посвящена рыбной ловле в близлежащем озере, скелету Копенгагенской русалки, и чучелам всякой живности и прочим останкам. Если бы не вид со стены замка на город, то я бы считал деньги потраченными зря, так что в музей ломиться не обязательно.
     
Оставшееся после прогулки время было посвящено магазинам и сувенирам. Если бы наш президент торговал магнитами на Красной площади, они бы стоили дешевле чем тут. 5 евро за намагниченную фотографию, которая может прилипнуть к холодильнику — это круто. Впрочем во всех магазинах ценник оказался конским, и его даже не спасли 40% скидки. Короче говоря, ничего тут не купив, даже на память, кроме сендвичей, мы поехали  домой, попути заскочив в несколько супермаркетов.
   

Пока гуляли по городу, посмотрел на народ. Мужики выглядят прилично, как им и подобает, а вот женская половина...... И начинаешь сомневаться, что пословицу: "сапожник без сапог" придумали на Руси. Мало того, что они законодатели моды, только жаль что об этом им никто не сказал, так еще не знают что такое зеркало. Как утром проснулась, сунула руку в комод, что когтями цепанула, то на себя и напялила. Зачем смотреться в зеркало? Ужасов в жизни и без него хватает!  А косметика — это только для страшных. Молодые девчонки лет по 17-22, еще ничего, можно взглянуть без содрогания, и то не на всех. А что постарше- вот тут и начинаешь задумываться, а почему они сразу разрешили однополые браки, я их понимаю и сочувствую. Да и живут они каждый в своем мире, стоят трещат о чем то между собой, подходишь — ноль внимания, если работа не обязывает сказать тебе — здрасти. И пока не  натрещатся, весь мир подождет.
     

Дополнительные зоны катания.  Самая дальня точка ущелья — Bonneval. Ну прям цивилизация. Стоят информационные щиты и с легкостью можно определить где ты находишься. Народу на склоне — никого, правда и мы там надолго не задержались. Вроде все хорошо, но склоны разбиты, и заморожены, кататься по совсем жесткому склону совсем было не комфортно. Где прошел ратрак — там ледяной вельвет.  Даже заточеные канты в него вгрызаться не хотели. Склоны в тени, солнце снег не отпускает, а толпа, которая разрыхляет склон — отсутствует.  Дальний подъемник был закрыт, и мы лишились приличной зоны катания, так как в ближайшее время его открывать не собирались, то мы плюнули, и поехали к себе домой, обследовать то, что было закрыто в предыдущий день из-за низкой облачности. Впрочем цивилизация коснулась всех курортов, которые были в округе, кроме Val Cenis. Как и закрытие верхних канаток в связи с непогодой. Если на верху плохая видимость или сильный ветер, катание на верхушке горы обламывается, остаются только нижние трассы в ограниченном количестве, мелочь, но ничего не поделаешь.

Val Cenis+3 деревни. Это то место, в котором мы тусили. Приятная зона катания, есть трассы с которых можно вообще не слезать весь день, только в них присутствует один недостаток — бугель, причем достаточно длинный. Народу вменяемое количество, правда как обычно хватает кретинов,которые ездят от края до края, или выезжают прямо под тебя. Из-за отсутствия огромного количества народу  сохраняется пухляк, по которому можно замечательно покататься. В общем на момент написания этого текста, это было самое хорошее место для катания. Но у нас в запасе оставались еще три неизведанные зоны, пусть небольшие, но попробовать их стоило, билет все равно уже куплен.
  

Aussois.Тоже культурно цивилизованный курортик, так же нас обломал, сильный ветер и низкая облачность не дала обследовать верхние зоны, пришлось кататься на середине и в низу. В принципе он оставил приятное впечатление, так что можно кататься без особых напрягов весь день. Канатки есть боле менее приличные, но колпаков от ветра нет ни на одной, и при сильном ветре на верхних участках примерзаешь к сидению.
     

Valfrejus. Самый приятный курорт, который принял нас в хорошую погоду. Огромные широкие поля для фрирайда, правда отмечены черным цветом, но это не мешает народу там кататься. Достаточно длинные широкие трассы синего цвета. Правда цвет имеет относительное значение, краска с синего запросто может поменяться на красный или зеленый, либо летишь, либо толкаешься палками. Нам тут очень понравилось, но есть два недостатка. Первый — в непогоду закрывается верх, и остается всего три трассы, по которым можно кататься. Второй — это французы на раздаче в кафе на верху. Впереди меня стояло 3 человека, чувак, который стоял на раздаче, был смесью француза с итальянцем, и в голове у него быле не просто земноводные, а помидорные лягушки в перемешку с виноградными улитками! Картофель фри и гамбургер он отдавал минут десять. А поболтать за жизнь? А помахать лопаточкой подбрасывая котлету от гамбургера? А потрясти корзиной с жареной картошкой, пересыпать в миску, посолить,  еще три раза подбросить, еще раз посолить, ой, не получилось, надо повторить и т.д.... Я прикинул сколько времени уходит на обслуживание одного человека, умножил на количество людей стоящих передо мной, и понял, что пока подойдет моя очередь, это будет уже не обед а ужин. И про катание можно будет забыть, подъемники уже закроют. Если не заходить в кафе, то все остальное не напрягало ни грамма. Очень красивые виды на горы, и прикольные летающие лыжники, десяти километовая сине- зеленая трасса оборудованная пулеметными дотами, в общем есть где развернуться. Впрочем через несколько дней наши предположения по поводу проблем с верхними трассами  подтвердились. Была хорошая солнечная погода и сильный ветер на вершинах, снег с верхних трасс сдуло, фрирайд наверху закрыли, и все катались по трем трассам. На них быстро сгребли оставшийся снег, и кататься было не очень комфортно.
     

La Norma — туда мы не попали, сравнив карты и то, что на самом деле присутствует на склоне, мы приняли волевое решение, что там делать не хрена. По этому написать про него нечего.

Скипассы можно забрать в подарок, написано что типа берут 1 евро депозит, но при возврате этой карточки деньги не вернут, так что заранее ищите плоские магниты и клей, и делайте из них сувениры на холодильник. 

А недавно нас тормознула полиция. Все чинно, культурно, спросили разговариваю ли я по французки, а по английски? Сошлись на том, что моего уровня достаточно чтобы я понял чего от меня хотят. Попросили страховку, документы и права. Спросили как насчет бухалова? Я, понятное дело в отказ. Тогда они предложили дунуть в трубочку, дуть пришлось 2 раза, прибор упорно показывал нули. Хотя посмотрев на себя в зеркало, трудно было поверить что я не бухал как минимум неделю. Морда небритая, красная, руль в бардачке, и трех слов по английски связать не может. Поблагодарив нас за содействие, нам пожелали удачного пути. Кстати, закон о том, что в каждой машине должно лежать 2 французских алкотестера отменили, ничего возить с собой не надо. Полиция пользуется своими. 

Еще из достопримечательностей тут есть крепость, не одна а целый каскад военных сооружений и фортов. Заезд в него со стороны деревни Aussois, вход бесплатный, гулять можно до бесконечности, ночной подсветки нет, и вся жизнь на зиму замирает и уходит на дно или под лед, опять же, вспоминаем земноводных. Так что по крепости мы гуляли в гордом одиночестве. И еще она красиво смотрится с моста. Единственный недостаток, солнце, если оно не спрятано в облаках, приходит туда примерно в 16.00 по местному, и в 16.30 сваливает. Так что полностью солнечные снимки сделать не удалось, а мотаться и ловить его лучики было лень.
      

Подводя итог можно сказать что нам тут понравилось, больше всего порадовало отсутствие народу на склоне. Бывало так, что едешь по трассе от начала и до конца не встречаешь ни одного человека, супер! Трассы обслуживают, насчет всего остального не парятся. Цены в местных магазинах (в зоне катания) не детские, и приходилось ездить за 30 км в Модано в супермаркет, там цены раза в два ниже, и выбор больше. Покупать сырую курицу за 13 евро(при 48 рублях за еврик) разум просто не позволял. А пиво в бутылках по 0.25? Вы еще его в пузырьки из под валерианки расфасуйте, или в пипетки. А если особо извратиться, то пиво можно принимать клизмой, только будет один недостаток- вкуса не почувствуешь! Короче говоря тут все своеобразное и надо к этому привыкать. С мясом тоже непонятки, смотрели фарш на котлеты, по цвету вроде красное как говядина, по вкусу какая то дрянь, толи конина, толи кенгуру, ни навара в супе с фрикадельками, ни вкуса в котлетах. Ищите свинину на прилавке, она привычнее.  Французское вино не торкнуло, не уксус как у нас, но и не компот, наверное по тому, что я не люблю сухое.  С сырами все понятно, из холодильника постоянно доносился запах тухлятины.

Австрияки все таки рулят, если свинья, значит свинья, а пиво есть пиво, 60см снега — значит действительно 60см снега, и порядок лучше чем раздолбайство. Один раз видел как ластоногово причесала креселка. Пацан спрыгнул с седушки, схватил передний кант и растянулся по ходу креселки. На улице был минус. Француз( или кто его знает) который контролировал слезание с кресла, даже не дернулся к аварийной кнопке. Чего то говорил ему, мило улыбался, но даже не подошел и не помог и не оттащил в сторону. Креселка сначала дала по заднице ластоногому, потом по башке, и поехала дальше по маршруту. Надеюсь парнишка прикупит хотя бы шлем, прежде чем снова залезет на гору. А французские инструкторы это вообще песня!  Везет за собой паровозик из ботинок прицепленых к лыжам, на которые надеты шлемы. Причем везет от края склона до края. Еще не доехав до края, поворачивает голову и смотрит на меня, а я еду сверху. Мило так смотрит, доезжает до края склона и поворачивает, естественно весь паровозик следует за ним, не оставив мне места на трассе для проезда. Это в каком возрасте надо начинать жрать лягушек, чтобы мозг при минусовой температуре впадал в анабиоз, а работал только мозжечок и речевой синтез? Причем такая фигня происходила раз 5. Так что, если на вашем пути попадется инструктор с паровозиком из детей, будьте внимательны!

 В общем итоге ехать во Францию на машине – не самое лучшее решение. 6 дней дороги, 4 ночевки, куча денег — гораздо лучше на самолете.  Если вы путешествуете, и попутно заезжаете на курорт катнуться на денек  другой,  тогда да, в остальном случае большие временные потери.  На обратном пути мы снова ночевали в нашей любимой гостинице в Дрездене Hotel-zu-den-linden. Нас там еще помнят, очень приятно. 
   

Цены на бензин
Белоруссия 30.70р. На обратном пути был уже 32.17р
Польша 5.3-5.5 злотых.
Германия — 1.50-1.60 евро.
Щвейцария — 1.63-1.78 франков.
Франция 1.47-1.60 евро.
Платные дороги.   (117 евро)
Франция примерно 1 евро 10 километров автобана.
Швейцария — 40 франков или 35 евро на весь год.
Польша — автобан Варшава — Берлин 73 злотых. В один конец

Километраж. На все про все 7300 км.
Бензин –  652 литра.  Стоимость 715 евро.  (общая)
Гринкарта 2950( на месяц)
В общей сложности прогон машины обошелся приблизительно в 900 евро(бензин, платные дороги, гринкарта). Это без гостиниц и еды в дорогу.
Стоимость скипасса можно посмотреть на сайте. За неделю или 180 или 200 евро, смотря где кататься.
Забыл написать про еду. На толпу из 10ти человек. было потрачено 910 евриков.