Под снегом Сванетии.

В горы мы не ездили три года, а очень-очень хотелось. После того, как наш родной деревянный превратили в опилки, то поездка на 2 недели в Европу проделывала большую дыру в кошельке. Наша Красная Поляна уже давно подтянулась до европейского уровня, и по внешнему виду и по цене, так что этот вариант тоже не рассматривали.

Обратили внимание на Грузию. Гудаури не рассматривался как вариант из-за дороговизны жилья, и по сути отсутствия  сопутствующей  инфраструктуры ( кафе, баров, ресторанов, магазинов).  В Гудаури нам пришлось переночевать, зашли в магазин, 70% полок занимает бухло, остальное сухомятка, молочка, и даже хлеба нет. Такое впечатление что народ на этом курорте только катается на лыжах и бухает, иногда  перехватывая сырику и печенек, и запивая это молоком. Правда, если рассматривать вариант прилета в Тбилиси, по халявным билетам,  то несколько дней на курорте не сильно напрягут. Но это пока не рассматривается, но вопрос в процессе изучения.

Первая беда автопутешественника в Грузию поджидает на Российско-Грузинской границе. Собственно говоря мы в неё и вляпались. Единственный путь между двумя странами проходит по Военно-грузинской дороге, которая идет через горные перевалы.  И при наличии снегопада в горах дорогу банально закрывают, до окончания снегопада, и расчистки дороги от снега. Соответственно граница на замке, и у вас два варианта или стоять куковать в очереди на границе, или спуститься с гор во Владикавказ, и проводить время в гостинице.  Есть ещё вариант проехать в Грузию через Азербайджан. Но это уже для людей знающих толк в извращениях, и любящих проводить время в машине и сорить деньгами. Лишняя 1000км плюс к этому  развод на дороге на каждом шагу под любым выдуманным предлогом : хочешь проехать — плати каждому менту с палкой в руке.

Открою маленький секрет: Есть такой сайт с вебкамерами  Российского пропускного пункта, и по ним можно понять ситуацию на границе. http://sktu.customs.ru/webcam/ .Также есть сайт, на котором можно посмотреть погоду, и состояние перехода, и почитать комменты, в общем получить информацию о том,когда откроется переход ,и что делать дальше : https://kray-zemli.com/24-verhnij-lars.html#comms. Также, на погранпереходе тетенька дала нам совет:  что если не хотите долго  стоять в очереди — приезжайте через 4 часа после открытия границы, основная пробка рассасывается, и в очереди не очень долго приходится стоять.

Короче говоря, Дорога от Москвы до Владикавказа со снегопадом, остановками залить -отлить-поесть, заняла 23 часа. Рулили вдвоем, скорость не превышали, шли +15 к разрешенной, через сплошную не обгоняли. Поэтому у гаишников к нам вопросов не возникало. Возможно и залетели под пару камер, но это будет видно чуть позже. В районе Пятигорска-Нальчика бывают сильные туманы и ледяной дождь, и вдоль дороги стоят деревья и кусты очень сильно покрытые инеем и снегом. Выглядит сказочно, особенно в солнечный день, но мы эти места проезжали в темноте,  и только могли догадываться как это выглядит. Вот фотография, но она не отображает всех масштабов красоты.

До Владикавказа мы добрались в 23,45 ночи, и сразу поехали заселяться в отель, т.к. на границу ехать не было смысла, её закрыли в 16 часов. Спасибо Теле 2, их бесплатный интернет в роуминге по родной стране нас очень выручал, мы по ходу продвижения контролировали состояние дел на границе и поняв, что Грузия сегодня нас не ждет, сразу забронировали отель и по прибытию в город сразу направились в него.

Позвонив в отель, нам сказали что отдельных номеров нет, но есть один большой, с тремя кроватями и диваном. Критерий выбора был не особо щепетильным, нам в нем  не две недели жить, больше нас интересовала охраняемая парковка, чтобы не вытаскивать все барахло из машины, и не разгружать бокс на одну ночевку. Владикавказ город гостеприимный, но сало надо перепрятать. На местных номерах машины жулики не трогают, за это можно получить по башке, а вот гостей города могут и вернуть в тонус, чтобы сильно бдительность не теряли, и не расслаблялись на отдыхе.

Номерок в отеле оказался приятным, всего то 90 м2, по нашим примерным измерениям, с небольшой кухонькой. Правда он был не особо теплым, и встречать старый новый год мы были вынуждены в теплых шмотках, но это не испортило нам праздника. Еды в дорогу было набрано на неделю, девчонки постарались, что в прочем нам очень пригодилось в последствии. Так что в магазин пришлось забежать только за шампанским, и ряженкой. Кстати, спать в таком номере прикольно, только  если никто не храпит. В противном случае музыкальное сопровождение сна на нет спишет все прелести большого общего номера.

Так как мы не знали когда откроют границу, а закрыть её могут и на 3-4 дня, по фактической погоде, то время пребывания в городе у нас было не ограничено ничем. С управляющим отеля мы договорились  так,  вернее он нам это предложил: живем пока не откроют границу, а если сваливаем днем, то мы оплачиваем полные сутки, которые прожили, а время 4-5-6 часов проведенные в номере после check inn следующего дня, просто насыпем ему немного денег, не оплачивая полные сутки. На этом и порешили, спасибо ему за это.

Следующий день встретил нас снегопадом, граница на замке, так что прорваться в Грузию было без шансов. Но у нас в городе есть друг, мы с ним созвонились, и встретились. Ехать за город и осматривать местные достопримечательности не имело смысла,  тут хорошо летом, а зимой не везде можно проехать, и при коротком световом дне, ехать надо было бы утром, а не во второй половине дня. Так что наш друг принял решение за нас и мы заехали пообедать в ресторан.

Сели, сделали заказ, зная кавказское гостеприимство много заказывать не стали, и один фиг, на выход пошли с пакетом еды, которую не смогли слопать за 5 часов беседы. Приносят тарелки, приборы,  и примерно  1л, если не больше, кувшин с прозрачной жидкостью. Глядя на наши большие и круглые глаза наш друг сказал что это вода, она  для него, он за рулем и пить алкоголь не будет. Мы выдохнули. Официантка  спрашивает что будут пить девочки, сошлись что они будут вино.1-1.5-2л?  Девчонки поскромничали и заказали 0.5. Официантка улыбнулась, понятное дело, женский алкоголизм не лечится, но все же принесла 0.5 в кувшинчике девочкам, и 1л в прозрачном кувшинчике мутноватой жидкости нам.  Наш друг сказал что это нам, и это местная осетинская алкоголя, которую тут употребляют все. Она не крепкая, около 15 градусей, и похожа на разбавленный самогон. В общем осетинские пироги, шашлык, супчик, салатик мы умяли в наши желудки, и то не целиком, пироги доедали на следующий день на завтрак. А вот с самогоном мы не справились. Друг говорит что официантка будет ругаться, что мы не допили этот кувшинчик. Мы конечно мужики, но не алкоголики чтобы оставлять тару пустой, в общем не справились. Ну ладно, хорошо что у печени нет рук, иначе бы она вылезла и задушила бы горло. Наш друг посетовал, что мы приехали на такой короткий срок, что надо бы побольше и летом, но это поправимо, пока рублевые опилочки не зальют хорошим клеем и слепят в нормальную достойную деревяшку, у нас много времени попутешествовать по стране.

Очередной  день отпуска обрадовал отсутствием обильного снегопада, и у нас появился шанс попасть в Грузию, тем более наш товарищ, который прилетел в Тбилиси на самолете, и ждавший нас там, плюнул на все, не стал тусить в городе пока мы его заберем, а поехал в Гудаури, пока мы торчали  на границе, он вовсю рассекал по снежным слонам, и когда мы с ним встретились, он был готов покататься тут пару дней и лететь  обратно домой, т.к. почти накатался до тошноты. В 11.30 мы приехали на границу и встали в очередь. Она была небольшой, всего часа на 4. Нам было хорошо и весело, мы  взяли пивка, на закусь были осетинские пироги, и куча еды в дорогу, так что время ожидания пролетело не заметно, недовольство выражали только двое, водитель — потому что ему не наливали, и задница — она стала квадратной от сидения. В 14.10 граница открылась, и началось движение. К чести полиции можно сказать что по сравнению с 13м и 14м годом, по дороге к границе навели порядок. Лихие ждигиты не лезут в наглую без очереди , хотя как тараканы пытаются пролезть со всех щелей справа. Так что если будете стоять в очереди- прижимайтесь к стоящим на обочине фурам, иначе в этот зазор( между вами и фурами)  пролезут везде сущие тараканы. Если пролез один, сразу за ним полезет все стадо. Да и вообще, не бойтесь принять вправо и перекрыть им дорогу. В 18.20 мы заехали на пропускной пункт. Нам сделали рентген, осмотрели руки, ноги, заглянули вовнутрь,спросили что везем в гробу, вот только анализ мочи не взяли, поставили штампики в паспорта и выпустили. В итоге границу, после такого осмотра, мы прошли за 3 часа. в 21.15 мы покинули таможенный терминал Грузинской стороны и с облегчением выдохнули- Здравствуй Грузия!

Менять деньги на границе — невыгодно. На грузинской стороне за 1000р давали 42 лари. Мы, спустившись с гор, поменяли по хорошему курсу 44.5, в среднем в нормальном месте меняли на 44 без комиссии. По поводу связи с Большой Землей. Покупать надо Грузинский Билайн,за 18 лари у вас 4 Гига интернета и 5 лари( примерно 100р) на счету. Звонок на родину 1я минута — 5р, каждая последующая 2.5р.

Доехать до Гудаури было делом техники. Но там есть одна засада — полукруглый тоннель. В него по ширине пролезает или два легковых автомобиля, или одна фура. На обратном пути мы около 30 минут простояли на въезде в тоннель, все ждали пока пролезет этот многокилометровый червяк из грузовиков.

В Гудаури ночевка с завтраком обошлась 50 лари на человека. Понятное дело что встречу друзей надо отметить! Сбегали в открытый магазин. По наполнению прилавка это был ликеро-водочно-закусочный магазин. Ну ладно, взяли кусок мяса в вакууме, сметаны, ряженки, хлеба нет, овощи какие то уставшие и прошлогодние, дошедшие по холодку своим ходом из долины в этот магазин. Витрина соседнего закрытого магазина не сильно отличалась от этого, на полках в основном бутыли. Странно видеть столько бухла в настолько спортивном месте. Ну ладно, встреча произошла, друзья объединились, сметана с  вином подружилась, не пришлось летать на реактивной струе, стукаясь головой об потолок туалета. Мы посидели, отметили встречу,  разбежались по комнатам и завалились спать. На завтра предстоял пробег из Гудаури в Сванетию.

Пробег как пробег, ничего особенного. Узкие дороги, полиция на дорогах в немеряном количестве,  лихие ждигиты, которые сейвятся перед выездом на дорогу, или за бонусы покупают себе по три жизни, фуры, торговля вдоль дорог, все как и несколько лет назад. В итоге доехали до Зугдиди. Там заскочили на заправку, и хотели было прогуляться по рынку, поесть в кафехе, но наш предводитель сказал что нефига шляться где ни попадя, нас ждет вкусный ужин в Сванетии. Мы посетовали за плюрализм мнений, и что ужин будет часа через три, а червячок требует жертву уже сейчас! В общем уговорили, нас отпустили в ближайшее кафе. Внутренним убранством кафе не впечатлило, чистотой тоже не блистало,  водила сказал что засранцы ему в машине не нужны, и нам пришлось ехать без вкусной грузинской еды, подбирая последние крошки вкусняшек которые выскребали из сумок с едой.

Дорога в Сванетию очень живописная, проходит мимо Ингури Гэс, и петляет по краю водохранилища достаточно долго. Мы доехали до плотины уже в сумерках, и фотографировать не стали, решили сделать это на обратном пути, в надежде что обратная дорога будет солнечной и приятной. Все равно условия для съемки были достаточно тяжелыми. От Зугдиди до Сванетии дорога занимает 3 часа, местные парни долетают за 2.5. Если вы смотрите на указатели, то они могут вас завести на плохую дорогу, типа такой как на фото, в целом до ущелья дорога идет нормальная и не сильно разбитая. А в ущелье- как повезет с погодой. Будет сильный снегопад- перевал закроют, сойдет оползень — придется подождать пока его расчистят.

Еще один маленький совет. Когда заберетесь в горы, попадете на каменистую дорогу, вам надоесть клацать зубами, у вас начнут вываливаться пломбы и отваливаться коронки с зубов, остановитесь, и скиньте давление в колесах примерно до 1.5-1.6 атмосферы и ехать станет намного комфортнее. Тоже самое касается и дорог на верху в горах, снежок укатанный, но трясет не по детски.

Нам повезло, погода вроде была солнечной, снегопада не было,  в горах был морозец, и мы доехали до места назначения без приключений. Заселились мы в настоящий грузинский домик. Большой такой, со скрипящими деревянными дверями, отсутствующей теплоизоляцией, и уютной кухонькой с камином. Хозяева очень добрые и гостеприимные люди, огромное им спасибо, накормили нас, налили вина за приезд, показали и рассказали что где находится. В последний вечер к нам пришел самый старший член семейства, принес кувшин вина, выпил с нами, поболтал за жизнь, пригласил приехать еще раз, и сказал что грузины с русскими всегда дружили и дружат, не смотря ни на что, и всегда ждут нас в гости.

Утром из под одеяла вылезать не хотелось, создалось впечатление что мою кровать ночью вынесли на улицу и оставили. Как бы ни было тепло в кроватке, а вылезать все равно надо. Причина такого дубаря быстро выяснилась, во всем  был виноват местный бобик. Эта животина ночью приходила, лапами настежь открывала входную дверь, и заваливалась спать на коврик. Ей было пофиг, она спокойно ночевала на улице, а нам было прохладно под утро. Проблему решили просто, последний кто заходил в дом, запирал дверь на замок. Стандартное домовое отопление все равно не справлялось с холодом, и хозяева выдали нам электрические обогреватели, жить стало лучше, жить стало веселее.

Ужин стоил 15 лари с носа, цена по Грузии стандартная. Хозяйка кормила нас на убой, вечером наедались так, что утром завтракать не хотелось, по этому от завтраков мы отказались, и утром питались чаем и тем что бог пошлет. Постоянно ужинать дома нам не хотелось, и мы решили домашние посиделки разбавлять ресторанными.

Нам посоветовали три заведения SunSeti, Buba и Leyla. Первый общепит пролетел мимо, когда мы захотели в него зайти он оказался закрытым, толи мы рано пришли, толи у них выходной, в общем в него мы не попали. Кабачок Leyla мы вообще не нашли, а вот в кафе-бар Buba мы попали.Пришли сели за столик, к нам быстро подкатил манерный мальчонка гламурной наружности. Спросил чего мы хотим, и заявил что их меню написано на языке Шекспира. Немного потрещав он донес до нас меню, и порекомендовал блюда которые можно заказать. На вопрос каков размер порции — он ответил что "хорошие". Хорошее — понятие растяжимое и сжимаемое. Что пить будем? Мы заказали пиво. Темное или светлое? — Темное. Мальчонка исчез и через некоторое время появился неся в руках бокалы и светлое пиво. Какого ??????  оно светлое? — А у нас только один вид пива, и только грузинское! Либо у мальчика проблемы с градацией серого, либо дальтонизм, либо полный гламур. Если он определял цвет пива по цвету бутылки- она прозрачная и белая. Если по цвету содержимого — жидкость светло желтая, по вкусу как наше "Жигулевское". И вообще зачем было спрашивать  какое пиво нести? Ну ладно, ждем еду. Еду принесли, по меркам Грузии "хорошие" порции оказались детского размера. Ничего плохого не скажу, вкусно, красиво, но размеры порции не грузинские, и не европейские, а больше похоже на наши. Так что если зайдете туда, смело заказывайте три блюда,(супчик, салатик и второе) их хватит на одного человека.

Далее можно рассказать про то, зачем мы приехали в Местию. Приехали мы кататься на горных лыжах. Тут начинают развивать горнолыжную тематику и построили два курорта: Hatsvali и Tetnuldi. Первый является местечковым горнолыжным  деревенским стадионом для жителей Местии, и даже есть три горнолыжных школы. Правда пока еще нет инструкторов, которые говорят по английски, но это нестрашно, кроме китайцев сюда учиться горнолыжке никого не заносит, а для европейцев — слишком далеко и убого. По сути тут всего две трассы, одна красная и одна черная (с буграми), Есть еще вторая черная, но это уже для извращенцев, которые любят узкие лесные тропки. Так что кататься можно только по одной трассе. Половину которой в середине дня  занимают местные слаломисты. Учебные склоны с бугелем вообще не работают, по крайней мере при нас они стояли. И весь день мы раскатывались по одной красненькой трассе. Самое прикольное- это возвращаться в кресле обратно с горы. Вот тут открываются красивые виды на это историческое место, и дух захватывает не хуже аттракционов со свободным падением, когда кресло спускается в низ.

Второй горнолыжный курорт Tetnuldi — самый отстойный в моей жизни для катания по подготовленным трассам. Правило: техника в руках дикаря- кусок железа, оправдывается здесь на полную катушку. Время работы курорта указано с 10.00 до 16.00 все как в лучших курортах Европы, к этому вопросов нет. Отсутствие огромной толпы на склонах с лихвой компенсируется летающими ломами.

Дорога от Местии до Тетнулди очень красивая и живописная, особенно если светит солнце.

Первый день мы приехали на склоны в 11,10, обследовали все трассы которые были доступны. Погода была облачной,  шел небольшой снег, дул приличный ветер, видимость профиля трассы — нулевая, кто катается- тот поймет. Но нас это не испугало, залезли на самый верх доступной креселки и покатились вниз. Трасса была черной, на ней были приличные снежные надувы, высотой от 30 до 50 см, расположенные строго поперек трассы. Наезд на снежный надув равносилен выезду на асфальт смазанный клеем, лыжи стоят, а ты продолжаешь движение по трассе, только уже без лыж. На этот склон мы больше не поднимались, поехали кататься по синеньким. Нормально покатались, исследовали все доступные работоспособные склоны, и довольные поехали домой. На завтра обещали солнце весь день, и мы предвкушали хорошие покатушки.

До Tetnuldi мы добрались в 10.30, и были очень удивлены что подъемник ещё не работает!  В предыдущий день был праздник- Крещение, и видимо кочегар набухался и не вышел на работу вовремя. Зам кочегара тоже потерялся, а запускать технику все же надо, и видимо канатчики по незнанию напихали в топку сырых дров, которые никак не хотели разгораться, и наглухо закрыли поддувало. В 10.45 трос канатки начал двигаться, но как то медленно и уныло, видимо дровишки подсохли, но поддувало еще не додумались открыть. Горнолыжники с радостью уселись в кресла и поехали наверх, мы тоже от них не отставали. День был солнечный, на небе ни облачка, они все были внизу, под нами. И толи солнце попало в шестерёнки они подклинивали, толи воду в котел не залили, и пар периодически заканчивался и давления не хватало, но до верхней станции канатки мы доехали за 34 минуты, с 4мя остановками! Это вместо положенных 12 минут. Мы это дело списали на разогрев техники, сами понимаете, на холодную  она не будет хорошо работать, ей тепло нужно. Спустились вниз и снова сели на этот подъемник.

Он полз с такой же скоростью, но на середине подъема он остановился, и через пару минут поехал. У нас создалось такое впечатление, что этот курорт посетил дрессировщик обезьян со своим питомцем.  Причем питомец сбежал от хозяина и забрался в будку управления подъемником, выгнав оттуда людей. Подъемник начал движение, пока мы проехали от одного опорного столба до другого, мы 6 раз остановились, и 9 раз изменили скорость движения. Видимо по ненормальной работе креселки  определили месторасположения примата, его угомонили, а систему запустили в нормальном режиме работы. Итого второй подъем занял 23 минуты.

В 11.45 запустили вторую очередь  креселки. Мы побоялись на неё садиться, просидеть половину солнечного дня в кресле не входило в наши планы, но мы ошибались. Мы скатились по другому склону и поднялись обратно. К этому времени подъемник раскочегарился, вышел на рабочий режим и начал забрасывать катальщиков дальше наверх. Мы поднялись на второй очереди канатки, на верху была такая красота, что нельзя было оторвать взгляд от пейзажа.

Налюбовались красотой, спустились по вчерашней черной но уже в лучах солнца, и снова поднялись на это место. У нас осталась одна необследованная трасса, которая шла с самого верха курорта, и в предыдущий день она была закрыта из-за плохой видимости и ветра. Мы сели на третью очередь подъемника, поехали на самый верх, попутно любуясь открывающимся пейзажем. Красотой горной природы мы любовались долго. С момента когда я додумался засечь время и до нашего спасения, в кресле мы просидели 47 минут, еще 5-7 минут я размышлял, стоит ли бросать взгляд на часы для начала отсчета посиделок. Хорошо что погода была солнечной и практически безветренной, если бы она была как вчера, то мы превратились в пару пингвинов. После посиделок  в кресле, до блевоты налюбовавшись окружающим пейзажем, мы все таки доехали до конца маршрута. Когда мы слезли с кресла часы показывали 14.05, итого за 4 часа работы курорта мы смогли сделать всего 4 спуска!!!!!   Причем спуск занимает примерно 3-4 минуты в зависимости от трассы. А окончание работы курорта строго по расписанию в 16.00.  Дальше без слов, только эмоции.

Следующий день,  старички предсказывающие погоду по болям в спине, обещали не таким хорошим и солнечным, с утра солнце, а с обеда облачно, и они не обманули, солнце скрылось по расписанию. А подъемник запустили только в 11.45! На фотографии видно что правая сторона троса пустая, на ней нет кресел, на часах время московское, грузинское время +1 час. В 12.05 мы слезли с кресла и ломанулись ко второму подъемнику, чтобы пока есть солнышко прокатиться по черной трассе, и отработать технику спуска по крутым склонам. Но, не судьба, вторая очередь креселки замерла на неизвестное для нас время, и все время пока мы приезжали на курорт она больше не работала ни дня. В итоге два часа солнечной погоды ушли коту под хвост, а в нашем распоряжении остались две трассы из четырех возможных. Первая длиной около 2000 метров, и как Российские дороги имела 7 загибов на версту. Ширина трассы 2 ратрака, и в конце вас ждет открытая креселка с приятным прохладным встречным ветерком. По ней мало кто катался, так что она была свободной. А весть остальной продвинутый народ зажигал на оставшейся синенькой трассе.  К чести канатчиков, в этот день подъемники не остановили ровно в 16.00, а несколько позже, но толку от этого было мало, в обед солнце скрылось в облаках, спасибо дедулям, и профиля трассы снова стало не видно, даже без очков. Так что мы не стали компенсировать украденное у нас время покатушками после 16.00.

Плюс к этому бардак на посадке в кресла. Для гостей есть турникеты, а для своих — отдельный проход.  Мы с женой прошли через турникет, нас пропустили стартовые флажки и дальше выкатились на место посадки ожидая свое кресло. В это время 4 курицы кудахтая и ничего не видя перед собой, проходят через проход для местных( мимо турникета и стартовых флажков) и садятся в наше подъезжающее кресло, которое прошло половину разворота, и находилось по отношению к нам на 90 градусов. Я лихорадочно соображал, что я неправильно сделал в этой жизни? У нас было два варианта, или разойтись по сторонам пропустив это кресло мимо и сесть в следующее, или подвинуться и присесть на два места оставшихся свободными. Но тетки, увидев нас перед собой, сообразили, что они неправы, быстренько освободили места, и мы благополучно уселись и поехали наверх.

По выходным на курорт привозят толпы горнопляжников. Это те люди, которые любят горы, но не умеют кататься на лыжах, или только планируют начать свое обучение. А так как все горцы суеверные, то вид летающего дивана приводит их в ужас и они в страхе разбегаются. И поэтому посадить четырех человек в двигающееся кресло нереально. Для этого канатку останавливают, людей усаживают в стоящий на месте диван, он уже не ассоциируется с шайтан-арбой, закрывают и отправляют. И так с каждым креслом. Там где кресла отцепляются от троса, проблемы минимальные, а на канатке, которая намертво держит кресло,  без последствий не обходится, трос входит в резонанс и слетает. Срабатывает автоматика и мы любуемся красотой природы.

Местное кафе у начала канатки. Вполне себе приличное кафе, с гуманными для горнолыжного курорта ценами, и специфическим обслуживанием. Время отклика официантки составляет 15-20 минут. Т.е. когда вы займете столик, к вам подойдут через этот промежуток времени, не раньше, клиент должен созреть. Когда вы начитаетесь меню, и будете готовы сделать заказ — помните про 20 минут! Через сколько времени будет готова еда — ХЗ. Мы пришли в кафе после покатушек, в тот день, когда пол дня просидели в креслах, сидеть нам понравилось, и в довершении дня посиделок решили поплющить  свои булочки в кафе. Девчонки пришли и сели за столик, мужики подошли чуть позже, после того как уложили лыжи и переобулись. К моменту нашего прихода, девчонки уже листали меню и решали что будут заказывать. Причем официантки они так и не дождались, меню пришлось просить самим подойдя к барной стойке. Мы люди не особо гордые, меню сами возьмем, и грязную посуду на кухню отнесем, да и после себя стол рукавом протрем без вопросов. А Сваны птицы гордые, даже пнешь- не полетит.

Из 20 столиков в кафе были заняты всего три, наш был четвертым. Когда мы определились с тем,  что будем заказывать, позвали официантку. Она проходила недалеко от нас, и не могла не заметить поднятой и машущей руки. Она прошла дальше сделав вид что нас нет, ну ладно, бывает. Особенность женского зрения такова, что грязный носок, который лежит в дальнем углу комнаты, и спрятанный за горшок с цветами видит только женщина, мужики никогда его там не найдут, а женщина видит его даже стоя на кухне, и мешая поварешкой борщ в кастрюле!  Так что официантка не могла не увидеть машущего рукой человека, который в добавок еще говорил что он готов сделать заказ. На второй проход официантки, просьба о заказе была сделана повторно, но уже стоя. Ноль внимания, кило презрения, гордая птица пролетела мимо, не обращая на нас никакого внимания. Третьего раза мы дожидаться не стали, нас осенило что это была птица Обломинго, и нам тут ничего не светит. А когда мы встали и пошли к выходу, это увидели все посетители, и даже официантка, проводили нас удивленными взглядами, только не было цветов и аплодисментов.

Летающие ломы — отдельная песня. Ждигит никогда не извиняется это ниже его достоинства, он всегда прав, поэтому он и ждигит. Когда летающий лом вас снесет, не ждите от него извинений, не дождетесь, просто когда он снова нацепит лыжи и направит их вниз по склону, накатите ему от всей души по хребтине своей лыжей, для придания первоначальной скорости. А если успеете, можно и второй разок, так сказать от меня. Этих орлов отличить достаточно просто. Что птицу видно по помету — это и козе понятно, но бывает уже поздно. Особенность летающего лома  такова: наличие горнолыжной экипировки- лыжи, палки, ботинки, маска. Это все что присутствует из спортивного снаряжения. Остальная одежда обычная. Увидите такого- держитесь или за ним, это самое безопасное место или подальше от него, и не забывайте про других ждигитов. Даже черные трассы вас не спасут от них. Обычно они умудряются проехать крутой участок трассы, и разложится на выкате с неё.

Теперь можно рассказать про саму Местию. Она является частью Сванетии, а Сванетия- край тысячи башен, так что в этом населенном пункте огромное количество башен. Еще больше башен в деревушке Ушгули, но до неё мы не добрались, а нанимать автобус за 200 лари нас задушила жаба. Люди в деревне отзывчивые, добрые, мимо местного рынка мы проходили 6 раз, пока его нашли. Спрашиваем где рынок? Нам показывают рукой в сторону конца деревни и говорят: туда. Идем по дороге на край деревни, подъезжает минибусик, высовывается человек, и говорит что мы уже прошли рынок, надо вернуться назад. Хорошо, две точки отсчета уже есть, круг поиска сужается. Спрашиваем еще раз -У нас нет рынка!  Ладно, идем дальше, заходим на улочку, доходим до визуального тупика, стоят двое местных, и говорят что это вправду тупик и дальше дороги нет.

Возвращаемся на главную дорогу, идем по ней, заходим в следующий закоулок, видим огромное бревно с красивым спилом. Я подумал, вот бы мне такой блинчик для часиков, сделали фотографию, посмотрели вокруг, поняли что тут тоже тупик, и опять пошли на главную. Кто же знал что рынок был у нас за спиной, где стоит Крузер!  Короче говоря, мы нашли человека, который пальцем показал нам где находится рынок. Если бы не рисунок овощей и фруктов на двери, и знание того что это рынок, мы бы никогда его не нашли.

Местные собаки — это нечто! Когда мы вышли прогуляться по деревушке, нас окружила свора собак, и сопровождала повсюду, куда бы мы не пошли. С одной стороны собаки это прикольно, но с другой их присутствие так задолбало, что мы были готовы их прогнать палками. Если вы не хотите чтобы они постоянно за вами бегали- не кормите их ничем. Они один день побегают за вами, а на следующий только прибегут поздороваться.

Ночные снимки подсвеченных башенок не получились. То после знатного ужина лень было ноги передвигать, и тем более выходить на улицу и куда-то идти. То ножки так хорошо пригревались у камина, что все фотосессии откладывались на завтра. Потом вдруг наступил тот день, когда надо было сворачиваться и ехать обратно.

Обратная дорога прошла без приключений, если не считать пару потерянных часов, в ожидании пока дорожные службы очистят дорогу от заползшего на нее селя. Ждигиты и тут отличились. Пока стояли, собралась небольшая пробочка, Мы были первыми в этом списке, по этому сильно прижиматься к работающей технике не стали. За нами тоже повставали машины, преимущественно джипы и полноприводные автобусы. Пока мы стояли два ждигита на пузотерках проскреблись и встали впереди нас, чуть позже туда пролез третий. Когда появилась возможность проехать, сначала пустили встречный поток, но ждигитам не терпится, у них в заднице не шило, а кусок скальной породы, и они полезли вперед батьки перегородив дорогу. Пришлось двигать строительную технику, чтобы этим одноклеточным было куда сдвинуться и пропустить встречный поток. Так как на встречу проехали только джипы, и больше никто не сунулся, то проезд быстро освободился. Естестевенно скальная порода давящая на заднюю извилину ждигита толкала его вперед. Результатом было застревание пузотерки в грязи, поиск троса, и вытаскивание этого ведра болтами из грязи трактором. Потом там проехал грейдер, и ковшом подровнял проезд, чтобы и остальные смогли проехать. Вот так с горем пополам мы вырвались из этого ущелья.

По пути, ну почти по пути, заехали на море, некоторые товарищи очень хотели в нем искупаться , ну или помочить ножки. Анаклия, унылое местечко на границе с Абхазией, особенно в зимний период. Во времена Саакашвили тут начали строить курортную зону, но в связи с его скоропостижным уходом, это дело забросили. Так что можно полюбоваться морем и остатками недостроенной роскоши.

После Анаклии мы поехали в Тбилиси, надо было высадить нашего товарища в аэропорту, а самим немного отдохнуть перед длительный пробегом домой. По дороге мы получили всё разнообразие погоды, которое существет в природе

Далее традиционно была ночевка в Тбилиси, прогулка по городу, но было не очень тепло и капал дождь, поэтому гулять долго не пришлось. Мы засели в кафе Kala и почти весь вечер просидели в нем. Милое кафе, с хорошим обслуживанием и живой музыкой. Не очень дешевое, но очень хорошее.

А следующим утром нас ждала дорога домой. Она была без приключений, и заняла 26 часов, вместе с переходом границы.

Что сказать в итоге про эту поездку? В целом нам понравилось. Гостеприимство Грузии, да и вообще Кавказа это отдельная тема. Кататься на лыжах — тоже понравилось, не смотря на все эти казусы. Но второй раз я туда больше не поеду и никому не посоветую, по крайней мере в ближайшие лет 5. Если хотите учиться кататься на горных лыжах, или гонять по фрирайду- не вопрос. Но если ездить только по трассам, то делать здесь нечего.
 И если ехать на машине то это очень долго. До Тбилиси 2000км, их в среднем можно проехать за 26 часов если повезет. Плюс к этому 9 часов до Местии, итого 35 часов перегона без остановок на ночлег. Низко летящий транспорт не в счёт.

Обосновываю экономическую нецелесообразность.
Жилье в гостинице в среднем 50 лари, с частном секторе от 20 и выше. Мы жили за 20лари с носа.
Дорога до Тетнулди и обратно в Местию 120 лари за бусик, один ты едешь или вас шестеро, пофигу.  Если жить в другой деревне поближе к  подъемнику, то оттуда будет немного дешевле.
Дорога из Тбилиси в Местию на маршрутке занимает примерно 9 часов и 70 лари на нос. Вот и считайте.