Горнолыжная Хакасия 2015

Горнолыжная Россия, Хакасия, Саяны.

В виду систематических кризисов и нападок на нашу Родину, мы подумали и решили хрен Европа увидит,  а не наши денежки. Они и так неплохо живут, а без нас тем более не разорятся. Решили поддержать отечественного производителя. Вроде хотелось цивилизации, типа Красной Поляны, и билеты дешевые, и отзывы неплохие, но посмотрев стоимость скипасса в праздники, призадумались. За морем дешева телушка, да дорог перевоз. Да и со снегом могли быть проблемы, не хотелось просидеть весь отпуск под дождем, хотелось яркого солнышка, белого снега, а покиснуть под небесной водой можно и дома. Друзья пригласили нас к себе в Хакасию, цивилизацию не обещали, но гарантировали снег еду и жилье.
  

Посмотрев стоимость билетов, поблагодарив антимонопольный комитет за его напряженную работу, и цены на внутренние авиаперелеты, пригорюнились. Как говорится – с такими друзъями, враги не нужны. Но благо есть акции, которыми мы воспользовались. Перелет Аэрофлотом, Москва-Абакан и обратно обошелся в 13500р. Билеты куплены, шмотки собраны, осталось дождаться нужного времени и улететь.
 

В Абакане нас встретили,  посадили в автомобиль, завезли в магазин для закупок провизии, и поехали. Еду закупали сразу на все время пребывания на горе, так как ближайший магазин находится в 60 км от точки нашего пребывания. И особо за солью и спичками не наездишься. Так что про цивилизацию можно забыть, не Альпы.
   

Скажу сразу, что Саяны это природный заповедник, по которому проходит единственная дорога, соединяющая Россию и потомков Чингиз-хана – тувинцев. Места красивые, заповедные, ничего строить нельзя, бродить нельзя, надо сохранять природу, и беречь дикое население этих мест, в смысле зверей. По этому ожидать диснейленда, аквапарка, и прочих развлечений тут не приходится.
     

Отмотав 200 км от Абакана мы приехали на место. Тут оказалось целых три горнопляжных курорта: Ергаки, Горная Ойя, и Снежная, находящихся в 3-5 км друг от друга. Цивилизация в этих курортах умирала  прямо по списку. Связи между курортами никакой, ни скибаса, ни такси, люди приезжают на своих машинах.

 Самый первый –Ергаки, тут прямо почти как в Австрии, Бугельный подъемник Допельмаер, оборудованный шваброй, гостиница, многоместные коттеджи, баня, кафе, прокат горнолыжного оборудования, прокат снегоходов, платная автостоянка, юрта -курильня. И что самое хорошее, что работает этот курорт без выходных и праздников. Правда праздники тут имеют свои понятия, помимо календарных и общероссийских праздников, тут есть свои, местные. Типа детские каникулы – это тоже праздник, и в будние дни, ценник на подъемник как в праздничные. Я бы, на месте владельца курорта, работал по церковному календарю, там что ни день, то праздник. Благо это касалось только разовых подъемов, в будний день он стоил 90р, в праздник – 150. А так цена дневного скипасса на всех курортах была одинакова- 700р день, независимо, праздник или будни. Так же от Абакана сюда можно добраться на автобусе с городского автовокзала. Билет в оба конца обойдется в 500р.

Сама единственая  горнолыжная трасса имеет длину около 1500 метров, и иногда обрабатывается ратраком, за два дня катания вельветика я не видел, но он сохранился под подъемником. В начале учебного участка и взрослого она имеет розовый цвет( около 100-130 метров), все остальное – синезеленого. Последние 200-300 метров трассы, при наличии встречного ветра, и потери скорости, преодолевались медленно и печально, хоть палками себе помогай. Ширина колеблется от 30 до 60 метров, в зависимости от профиля горы. Расстояние от автомобильной стоянки до подъемника  примено 150 метров в небольшую горку. В общем это горнопляжный курорт, на который приезжают для того, чтобы постигнуть азы горнолыжного мастерства, попить водки, сходить в баню, да и просто отдохнуть, и покататься на снегоходах. Типа :пару раз спустился с горы, устал, пошел бухать. Надоело бухать – сходил в баню, там побухал, и обратно в номер бухать дальше или в кальянную. А дети катаются самостоятельно, или под присмотрм инструктора или трезвенника.
 

С фрирайдом тут сложно, все, где можно кататься с удовольствием раскатывается за 3-4 часа, причем в двоем. В остальное время приходится кататься по трассе.
 

Прокат снегоходов – это отдельная статья расходов. Стандартные утилитарные снегоездилки были сломаны и проходили курс технического обслуживания в мастерской, и стоимость их аренды не озвучивали. Более мощные,  горные- простым чайникам не дают, они убьются, а прокату отвечать. Но если вы сможете доказать, что у вас есть достаточный опыт управления снегоходом, то вам смогут выделить машинку. Меньше чем на день технику не дают, и прокат дешевого горника обойдется всего в 15 000р + 15 000р инструктор, + 50 000р залога + паспорт. Можно договориться и взять технику без инструктора, тот же дешевый горник  обойдется уже в 25 000р + 50 000р залога + паспорт, дорогой – 35 000 +50 000р.

Брать технику и лезть в незнакомые горы без сопровождающего – это надо иметь железное очко, или быть полностью отмороженным.  Гонять по близлежащему озеру быстро надоест, 30 минут гонок и вы накатались до блевоты,  захочется новых ощущений и пухлого снега, это же не санки, а снегоход!  А выезд в глубокий снег без опыта эксплуатации  чреват последствиями. В лучшем случае день пройдет в выкапывании снежика из глубокого снега, в худшем его можно опрокинуть на склоне, или разбить о присыпанный снегом камень или пень. В общем, принимать решение о прокате снегохода вам.

Следующий курорт- Горная Ойя. Имеет набор услуг поменьше. Домики для жилья, баня, кафе, прокат, бесплатную стоянку, горку для езды на тюбинге( ватрушках), прокат горных лыж , бордов и храм дыма.  Тут есть некоторая особенность, меньше цивилизации – меньше посещаемость, по этому среди недели , при отсутствии туристов подъемная канатная дорога может не работать, и с каталкой на этом курорте придется обломаться, придется ехать в Ергаки. Суббота и воскресение – сами понимаете, все работает в штатном режиме.
 

Дело в том, что люди государевы везде примерно одинаковы, и везде хотят денег  в свой карман. В нескольких километрах стоит электроподстанция, от которой можно протащить электрический кабель, и электрофицировать все соседние  горнолыжные курорты, но все как обычно упирается в деньги и в разрешения. Официально нельзя- заповедник, неофициально –  сами знаете что дорого, только пра-пра-правнуки смогут вздохнуть спокойно, и полной грудюь, освободившись от бремени долгов, если бизнес не отнимут раньше. А просто построить подстанцию – легко, она же государственная, и заповедник государственный, а раз все государственное, то на благо государства можно. По этому  для выработки электричества владельцы курортов используют экологически чистые, безшумные дизель-генераторы, которые выделяют в воздух чистейший озон, и не распугивают диких животных.

Так вот, если народу нет, то в целях экономии генератор,  который обслуживает подъемник не запускают, и каталка обламывается. Опять же, единственная трасса, зеленого цвета, стандартной ширины -30-50 метров, длиной примерно с 1000 метров, и начинается с середины бугельного подъемника. Чтобы по ней ездил ратрак, или где то был вельвет- я не видел. Так что получить удовольствие от снежного  вельветика  не получится.  По большей части народ сюда приезжает покататься по снежной целине, и попробовать на вкус горные лыжи или доски. Если кататься неохота, то можно погреть косточки в баньке, покурить кальян и побухать в Ойской юрте, потусить в кафе, прогуляться в снегоступах по заснеженым склонам,  или просто посидеть в домике, скучающим взглядом окидывая окрестности.
    

Подъемник тут самый ужасный, длина 1800 метров, крайне неудобный. Трос может провисать до уровня пояса, кочерга выворачивается вниз, и приходится напрягать руки, чтобы удержаться. Понятное дело со временем привыкаешь, но все равно первое время достаточно неприятно напрягает, особенно если привык к швабре.  Лыжню, по которой поднимаешься наверх, не обрабатывают, и ее периодически задувает снегом, и очень прикольно скакать по свежему снежочку, болтаясь на привязи. Кому неохота висеть на веревке, за 100р с носа к началу учебной горки довезут на снегоходе.
   

Кафеха неплохая, с недорогой и вкусной едой. Пообедать с пивом обходится около 300 рублей.

И последний курорт в этой зоне – Гора Снежная. Мы тут жили в домике наших друзей. С цивилизацией тут совсем плохо. Кроме бугельного подъемника, гостиницы, и горки тут ничего нет, за исключением полного единения с природой. Время работы подъемника – пятница – суббота –воскресение с утра, до 17.00. Все остальные дни – выходной. Гостиница работает без выходных. На этом курорте даже есть ратрак! Правда немного кастрированный, без задней вельветницы, и снежок вспаханный гусеницами ратрака заглаживается резиной, прикрученой к задней балке этого трактора. Где полого, там еще нормально, не так сильно вспахивается снег, а вот где покруче- там совсем беда. Вспаханый снег, подтаивает на солнце, замерзает на ветру, и получается такой прикольный неровный жесткий бугристый склон. Ездить можно, но крайне не комфортно. Где полого( для начинающих), там проезжают на снегоходе с привязанными сзади досками, и ровняют, а вот где круто- снегоход не заезжает. Так что основная зона катания – фрирайд.
     

Зато самая большая зона фрирайда в округе, по крайней мере на 2015 год. Можно покататься на лыжах, пешочком пройтись по округе, посидеть в зале гостиницы.  Что тут есть из положительного?  То, что курорт работает всего 3 дня в неделю. Если идет снег, то до пятницы по пухляку никто не ездит и не портит его. И в начале дня, можно спокойно вспахивать целину своими лыжами, получая удовольствие от мягкого катания. Целины хватает на день, на следующий уже приходится уходить дальше в стороны от бугеля, но все равно можно найти нормальный снег. 
    

Хорошо катающихся тут единицы, в основном народ брать инструктора  и учиться не желает. Или берет на час, научится сползать с горы, и баста, я мастер. Лезет на самый верх, к закату спускается, и он счастлив. Несколько раз видел родителей, которые учат своих детей кататься с горы. Хотелось взять родителя за ноги и треснуть головой об дерево, чтобы высыпалась дурь. И в девственно чистый мозг занести мысль о том, чтобы взять инструктора, или себе или ребенку, а лучше обоим. Страшно смотреть, как неумеющий кататься папа, на крутой( для начинающего ) горке, кувыркаясь  и падая учит мелкого ехать на лыжах.
   
 Горнолыжных спасателей на курорте нет, можно сказать курорт «Снежная» это клуб по интересам, пользуйся тем что есть. Не нравится – в сад. Если получите травму на учебной горке – к вам смогут доехать на снегоходе с корытом и спустить вниз. Если получили травму в глубоком снегу вне трассы: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Снегоход там не проедет, тем более с корытом, а специально обученных людей и приспособлений тут нет. А спускать вниз человека, который не может сам передвигаться на лыжах по глубокому снегу- дело физически тяжелое. 
   
С электричеством такой же напряг, все от генераторов. Пока светло – используем солнечную энергию, как стемнеет – генератор. Зарядить ноутбук, батарейки, фонарики его хватает, а вот использовать электросушилки уже нельзя. В 23.00 гасится свет, и спокойной ночи!

Что можно сказать в заключении?  Что люди тут хорошие, отзывчивые, в случае чего готовы помочь, если не садиться им на шею. До ближайшего машазина 60 км, до травмпункта( больница с отделением скорой помощи)  120 км.  Благо что недалеко есть база спасателей, которые могут оказать первую помощь, за более серьезной придется переместиться  далеко.  Если ехать сюда за сервисом как в Австрии – вы получите полное разочарование. Низкие горы, скучно, сходить толком некуда, на каждом курорте всего по одной трассе длиной по 1 км. Сюда можно ехать только за снегом, которого тут предостаточно. Пиво тоже неплохое, особенно нам понравилось «Жигулевское»  Минусинского завода.  В общем я свое мнение высказал, а ехать сюда или нет- думайте сами.