Грузия 2014

Вот и настало время, когда пора было очередной раз  ехать в Грузию. В прошлом году мы были в ней, нам понравилось,  и нам захотелось еще. Прошлогодний отчет можно посмотреть тут: Грузия 2013

В этом году все получилось несколько сложнее. Единственный проезд в Грузию из России только через Владикавказ, и эту дорогу размыло  селем, как раз за три недели до нашего отъезда. Размыло капитально, и если бы ее не отремонтировали, то поездка была бы под вопросом. Был еще один путь, через Азербайджан, но он рассматривался как самый последний вариант.

Во первых, это 1000 км лишнего пробега, во вторых менталитет этих горных людей, которые захотят с тебя срубить денег на пустом месте: просто за-то,что ты проезжаешь мимо них. К нашей радости дорогу открыли, но работала она, по нашей информации с 7.00 до 18.00. Главное успеть попасть в очередь на границу до 15.00, в противном случае можно не успеть до закрытия, и ночевать придется в машине, или искать отель во Владикавказе.  Мы успели встать в очередь, и через два часа смогли заехать в терминал. Но это было нечто, джигиты есть джигиты, совести ноль, наглости просто безумное количество. Если бы в определенном месте не стояла полиция, и не дрючила особо наглых и отмороженных, то шансы пройти границу стремительно стремились  бы к нулю. Это мы прочувствовали на обратном пути.  Потому что все эти джигиты лезли без очереди, как тараканы со всех щелей, а нормальный люди наблюдали  вторую очередь из внеочередников. Поругавшись с чурбанами, позакрывав все щели, через которые они лезли, мы с горем полам прошли границу. На нашей стороне пришлось еще постоять, пока проверят машины, и документы, на грузинской стороне было все хорошо, никакой очереди, проверили бумажки, заглянули в машину и добро пожаловать.

А когда ехали по международной зоне и по дороге идущей к погранпереходу, ужаснулись от количества фур, очередь была на несколько километров. Дальнобойщики, как потом выяснилось, стояли на переходе уже 5 дней , а сколько оставалось — было неизвестно. Нас посетила мысль, а как мы будем проходить границу обратно? Но мы дружно ее отогнали, и радовались жизни в предвкушении хорошего отдыха.

Первая ночевка была в Ананури, у бабы Лены у которой останавливались в прошлом году. Она нас вспомнила, показала комнаты, и спросила про ужин. Мы хотели покушать в кабаке, и нам посоветовали кафешку всего в «километре» от дома. Мы собрались туда топать пешком, чтобы была возможность попробовать вина, на что нам ответили что лучше на машине. По грузинским меркам, где километр — там все три. Короче говоря, дорешались до того, что муж бабы Лены отвез нас в кафе, и через два часа приехал за нами и отвез обратно.

Кафе оказалось скромным, я бы в него не зашел, если бы не ткнули в него пальцем, и не сказали что надо. Мы сели, заказали хинкали, один салат, и одну хачапури. Вина попросили немного, четыре бокала. На что нам ответили что бокалами не продают, минимальная порция 1 кувшин, в кувшине 2 литра. Что делать, выпить хочется, пришлось брать. Принесли вино, хачапурину по имеретински 30 см в диаметре, салат и хинкали. Гулять так гулять, одним кувшином вина дело не закончилось, взяли еще литрушку. Хорошо посидели, очень хорошо и вкусно. Попросили счет, и очень удивились, когда нам вывезли всего 40 лари за все( 1000р, на четверых). Ставим штампик, рекомендовано.

Про ночевку и завтрак нет смысла писать, расставались со слезами на глазах, нам еще дали в дорогу 2 пакета груш, и  приглашали заезжать еще. Еще у бабы Лены ночевали велосипедисты из Польши. Хорошие ребята, с которыми мы периодически встречались на просторах гостеприимной Грузии. Они крутили педали, а мы баранки, и все равно умудрились встречаться.

Утром, в очередной раз прогулялись вокруг крепости Ананури

и поехали дальше, в старую столицу Грузии Мцхету. Жилье было не забронировано, и искать его пришлось на месте. На центральной площади в банке махнули рубли на лари, по гуманному курсу, дошли до таксистов и спросили где можно остановиться на ночлег. К нам подошел дядечка, которого звали Сосо, и спросил что мы хотим. Выслушав нас, он позвонил по мобилке, сказал что за нами приедут, и предложил экскурсии. Мы отказались, сказали что планы уже есть, и поинтересовались как добраться к монастырю, который стоит на горе. Он рассказал как добраться, попутно добавив что там делать особо нечего, а более красивое место недалеко отсюда, и что проехать можно только на одной машине, вторая( моя) там не проедет. Как выяснилось позже, Сосо оказался в теме туризма, и знал разные дороги, красивые места, где и на чем можно проехать, что посмотреть, и уже вечером, когда мы нагулялись, пришел к нам домой и рассказал  куда можно заехать, что посмотреть, и другую ценную информацию. Но это было вечером, а сейчас мы заселились в домик почти в центре Мцхеты, загрузились в джип и поехали по окрестностям.

Первой точкой была церковь Джвари, которая возвышалась над Мцхетой, с нее открывается замечательный вид на старую столицу Грузии. Доехать можно на любом автомобиле, прикупить сувенирки, подать попрошайкам, да и просто полюбоваться окружающим пейзажем.

Вторая точка была немного подальше. Если встать спиной к автобану, который проходит у подножья скалы, на которой стоит Джвари то слева, под 45 градусов на горе будет виден большой металлический крест. Это не мачты сотовой связи, они чуть дальше, это именно крест, и наша вторая точка. Ехать туда надо на внедорожнике, или УПП, обычному автомобилю там делать нечего, он туда не доедет. Доехать надо да деревни Saguramo, в середине деревни будет поворот направо в направлении Zedazeni, и по этой дороге до конца, никуда не сворачивая.

На вершине горы помимо креста есть монастырь Zedazeni, и жилище приближенных к богу людей. Не знаю кто они, монахи или еще кто-то, но они там живут. Из монастыря открывается незабываемый вид на обе столицы, на Мцхету и на Тбилиси. К сожалению из-за погоды нетленку сваять не получилось, но полюбоваться красивыми видами она позволила.

Солнце клонилось к закату, и нам пора было возвращаться вниз, нас там уже ждали наши грузинские друзья. Встречу совместили вместе с ужином. Так как мы не знали куда можно сходить, то выбор делали грузинские друзья. Ресторан назывался ..... Большой ресторан, много столиков, и много вкусной еды. Про стоимость сказать ничего не могу, грузинское гостеприимство показало себя в полной красе — за ужин заплатили наши друзья, и про деньги они ничего не хотели слышать.

В итоге мы сытые и пьяные вернулись в домик, где нас уже ждал Сосо. Пообщавшись с ним, получив дополнительную информацию о достопримечательностях и красотах Грузии,пошли прогуляться по ночной Мцхете. Старый город очень небольшой, если не брать гида, то обойти его можно за 20 минут, заглянув во все закоулки и злачные места.

На следующий день была запланирована дорога в Вардзию. Если ехать неторопясь, то можно доехать за 4 часа, если торопясь — за 3. Мы легких путей не ищем, и прямая короткая дорога не для нас. Немного потолкались в пробках Тбилиси, увидели что местная полиция в отличие от нашей  неплохо справляется со своими задачами. Если у нас на перекрестке стоит полицейский — то сразу возникает пробка, а тут наоборот, стоит пробка — возникает полицейский и начинает ее разруливать, причем достаточно успешно. Далее от Тбилиси поехали в сторону Ахалцихе по Коджори шоссе, мимо ботанического сада. Там есть пара смотровых площадок, с которых виден почти весь Тбилиси.

Попутно остановились и полюбовались видами на горы, которые пропустили в прошлой поездке в Грузию.

Все точки можно посмотреть на карте, которая будет в самом низу повествования. По пути заглянули в деревушку Манглиси, на сама по себе ниочем, за исключением церкви и колокольни, которую построил прапорщик при поддержке князя.

Перед Цалкой есть небольшой каньон, буквально в 200х метрах от дороги, с левой стороны, если ехать от Тбилиси,не проезжайте мимо.

А потом было озеро Паравани, и навозная деревня. На самом деле нам была нужна не деревня, а точка входа в горы, чтобы подняться к крепости, которая насчитывает 4500 лет (по данным интернет сообщества). Проехать пришлось по деревне, и нас заинтересовало что такое лежит поверх забора и сушится на солнце, рассмотреть из далека не удалось, пришлось открыть окно. И сразу его закрыть, по запаху стало понятно, что идет подготовка к отопительному сезону. Дров в округе не особо много, и на всех не хватает, а навозу на каждом углу. Интересно, какой будет шашлычок, если его пожарить на этих угольках? Кругом навоз, так еще отсутствуют дороги, а ночью был дождь.

В этой деревне мы были звездами. Мало того что с такими номерами сюда не заглядывают, так еще полезли туда, куда ездят только на танках. Прадику пофигу, он для этого и сделан, а вот этот куда поперся? Повеселили мы народ, проехали по деревне и погнали в сторону крепости.

Едем по полю, дороги, вернее направления разбегаются в разные стороны. Куда ехать непонятно, по идее дорога должна быть одна, а тут целая сеть. И тут нам на встречу на лошади выезжает чабан, попутно болтая по мобилке. Мы остановились, чтобы спросить у него куда ехать. Чабан остановился рядом с нами, не переставая болтать по телефону, и из разговора стало понятно, что речь идет про нас, типа они уже тут, я их вижу. Он натрещался, объяснил нам как можно добраться до крепости и поехал дальше. Если знать куда смотреть, крепость было видно из машины.

Разведав место входа мы развернулись и поехали в Вардзию, как и планировали, потому что подъем к крепости должен был быть завтра. Тем более что накрапывал дождик, и на переднем приводе по грунтовым дорогам кататься сложновато. Тут мы уже ночевали в прошлую поездку, так что все было знакомо.Поужинали, и завалились спать, завтра ожидался тяжелый день. Солнышко встало и подтвердило наши предчувствия. Погода была хорошей, и путь нам предстоял трудный. Володя, хозяин отеля, рассказал как попасть к крепости другим путем, который покороче и побыстрее, его советом мы и воспользовались. Набились в машину и поехали.

Прошлым вечером два навитела вели нас в Вардзию разными дорогами, один короткой: Ахалкалаки – Хокам-Апния – Вардзия,  другой длинной: Ахалкалаки- Кхертвиси – Вардзия. На ночь глядя решили не рисковать и ехать по длинной проверенной дороге, и оказались правы. Короткая была живописной, серпантинистой и грунтовой. Оказаться на ней ночью не очень хотелось. По этому мы по ней ехали с утра и снизу вверх, заодно любуясь пещерным городом.

Полюбовались, выехали на плато, и по полю доехали до Ахалкалаки,

а оттуда до деревни Abuli. Знающие люди  нам сказали, проедете деревню  Abuli и  за деревней направо, а там найдете. Мы долго смеялись пока колесили по так называемым дорогам между деревнями, их там нет, но местные по ним ездят. Особенно долго нас провожали взглядами в Abuli ,когда мы поехали по «дороге» которая вела «направо», к крепости.

Этот район Грузии заселен армянами, и одни и теже деревни имеют разные названия, одно грузинское, другое армянское: Ninotsminda — Богдановка, крепость Абули — Кёроглы, по этому возникает путаница в некоторых названиях, на карте и в навигаторе. И когда спрашивали как проехать, нам называли другое название, и показывали пальцем в верном направлении, куда надо ехать. Что не могло не радовать, практически всё мужское население знает русский достаточно хорошо, и проблем с общением  не возникало, или служили в армии СССР, или есть родственники в Москве.Так что навигатор не очень сильно помогал, хотя все эти дороги на нем нанесены, а куда мы ехали, туда дороги толком  не было, там было только направление. Понятное дело что нафигатор фирмы "Иван Сусанин" привел на развилку и сказал, куда ехать решайте сами, мне пофигу! К нашей радости недалеко от нас проезжал трактор с сеном, махать руками и привлекать его внимание нам не пришлось, он сам к нам подъехал. Мы спросили у тракториста, где тут у вас  дорога, на что получили ответ: у меня трактор, у меня везде дорога! А вам в ту сторону, и махнул рукой в нужном нам направлении. Проехав еще какое то расстояние, так и не увидев крепость, мы поняли, что-то тут не чисто, либо нас обманывают, либо мы заблудились. Повертев головой, на склоне горы увидели народ, который заготавливал сено. Я бы в жизнь не сказал что это сено, это больше похоже на проволоку. Но суть не в этом, парни нам рассказали как добраться до нужного места, и после того, как мы там нагуляемся, пригласили заехать к ним в палатку, пообедать свежим барашком.

Ура! Наконец то мы нашли эту гору камней, которая называется крепость! Оставшиеся 600-700 метров дались достаточно тяжело, не смотря на то, что идти надо было вниз с горы. Куцая трава скрывала под собой камни, и подвернуть ногу не составляло труда. Каменные языки были достаточно длинными и широкими, скакать по ним пришлось достаточно много. И та же проблема ждала нас, когда наступали на плохо лежащий камень. Надеюсь что про обувь объяснять не надо. Выехав с утра из Вардзии,  к середине дня мы добрались до этого рукотворного  чуда.

Впечатление осталось двоякое, крепостные стены сложены из камней, без связующей массы. Поэтому прочность этого укрепления как боевого у меня вызывает сомнение. По мне, так это была защита от непогоды, сильного ветра,  злого глаза или хищников, которую использовали пастухи. Впрочем нечего обсуждать то, чего сам толком не знаешь. Мы полазили по этой крепости, сделали красивые фотографии, и потопали обратно к машине.

На обратном пути воспользовались приглашением и заглянули к армянам, которые нас приглашали. Не смотря на то, что нас приглашал другой человек, и его не было среди товарищей, которые тусили возле палатки, нас приняли как дорогих гостей. Поделились всем что у них было: хлебом, овощами, барашком, водкой, сыром. А когда мы уезжали, то надавали продуктов еще и в дорогу. Пообщались с мужиками, договорились насчет проводника, который может нас поводить по местным горам, и собрались ехать обратно. Нас не хотели отпускать, и прорываться пришлось с боем. Они нас не отпускали, говорили что «Путин наш ( армянский) президент», что очень рады видеть тут русских, что мы братья, приглашали остаться на ночь, ну и все такое. Еле вырвались.

Парни рассказали нам более ровную дорогу, по которой можно ехать быстрее и без больших камней, и мы отчалили. Огромное им спасибо, мы не ожидали такого горячего приема, все таки простой народ не имеет предвзятого отношения.

На обратном пути встретили колонну велосипедистов, замыкающий велосипёдер смотрел на нас  таким недобрым взглядом, и скривил такую физиономию, что мне захотелось развернуться, догнать его и заслужить, или натянуть ему улыбку на физиономию. Но остановило только одно, от вез на своем велосипеде древко с желто-синей тряпочкой, парням и так не сладко, пускай едут и наслаждаются природой.  Хотя по дорогам Грузии колесит достаточно большое количество велосипедистов из разных стран, с флагами на жопе катаются только выходцы из одной. Вернувшись домой, мы отпраздновали очередной день рождения. Сколько было подходов к винному погребу мы не считали, но было очень хорошо и весело. Спасибо Володе за теплый прием, мы были тут в прошлом году, нам тут понравилось, нас и тут помнят, и по возможности мы приедем сюда еще.

Утром собрались, с трудом пришли в себя, и поехали в город Ахалцихе. На въезде в город заехали в автосервис отремонтировать пробитое колесо. Пока его чинили, нам рассказали много интересного. Что есть торговый центр(рынок), в котором можно купить продукты недорого, что можно заехать в деревню Абастумани и макнуться в два бассейна с горячими минеральными водами, всего за 5 лари, и погулять по сосновому лесу. Что у нас впереди трудная дорога, которая займет 4-5 часов, и асфальт покажется счастьем. Поблагодарив наших собеседников, мы поехали в крепость Рабат, она горделиво возвышается в центре города. Вход в крепость находится внизу, а стоянка вверху. Сначала мы подумали что это сделали идиоты, а потом оказалось что разумные люди. Ставишь машину на стоянку у выхода, спускаешься вниз, заходишь, гуляешь по крепости и выходишь сразу к машине. Пять баллов.

Крепость состоит из двух частей, нижняя бесплатная, верхняя — 5 лари. Хоть она и восстановлена, и дух старины замазали краской и раствором, гулять по ней нам понравилось больше, чем по крепости Абули, по крайней мере большей половине команды. Все культурно, красиво, где нельзя лазить — закрыто, или висит надпись на русском языке- не хрена тут шляться.  Гуляйте и лазьте где хотите, только не ломайте. Чтобы облазить почти всю крепость, с чувством, с толком, с расстановкой, потребуется 2-3 часа. Если делать это по быстрому, то 1 час.

Выйдя из крепости, посмотрев на часы, прикинув оставшееся время, мы поняли, что никуда больше не успеваем, кроме как доехать до ночевки в Батуми. Ну с богом, поехали. Да, насчет 140км дороги и 4х часов пути парни загнули, я на своей прошел всего за какие-то пять с половиной. Сердце кровью обливалось, и было жалко машину, пока я ехал эти 50км бездорожья. На джипе можно пройти быстрее, а на легковой не получается. Так что если вы поедете из Ахалцихе в Батуми, через: Адигени-Хуло-Шуахеви-Кеда, будьте готовы трястись по гравийной горной дороге.

На верху есть очень красивое (по грузинским меркам) зеленое озеро, которое мы пропустили, и старая канатная дорога, которая ведет на соседнюю гору. Про канатку мы узнали уже от хозяина домика, и возвращаться ради нее и озера никто не собирался, дорога напрочь отбила желание. Хотя в деревне Хуло строят горнолыжный курорт, и возможно, когда нибудь отремонтируют дорогу. Сроки строительства указаны, и конечно уже просрочены, но тоннели в скалах еще прогрызают.  Верхнюю и нижнюю станции уже установили, поставили столбы, и натянули трос. А вот с жильем немного подкачали. В шале, с таким сервисом и внешним видом, поедут только самые отмороженные. Домики колоритные, но арендовать такой на пару недель я бы задумался.

По дороге можно взглянуть на исторический мостик, построенный царицей Тамарой, и 40 метровый водопад. Вся эта красота находится в деревушке Zeda Makhuntseti. Церковь ..... и танк вы не пропустите, они стоят около дороги. И конечно надо надегустироваться вина на местных винных заводиках. Так как с гор за вином не спускаются, только за солью, то указатели стоят с одной стороны, если вы едете из Батуми в сторону Кеды. Если спускаетесь вниз, то указателей вы не увидите, но в самой Кеда есть информационный центр, в котором вам все расскажут и даже дадут карту местных достопримечательностей и  всей Аджарии. Там будут указаны винные дома, водопады, и все такое, с ней вы точно не пропадете.

Ну а мы спустились с гор, и поехали к месту ночевки. Сняли трехэтажный домик, всего за 15 лари на человека в сутки и завалились спать.

Следующий день был посвящен морю. Каменистый пляж, полное отсутствие народа на нем, шум прибоя, теплое солнце, небольшие облачка, которые потом превратились в грозовые тучи, все было прекрасно. После обеда наша группа разделилась, часть пошла заниматься алкогольным туризмом, и встречать наших друзей велосипедистов из Польши, часть, во главе со мной, поехала осматривать Батуми.

Честное слово, по стилю езды Тбилиси и Батуми, это два совершенно разных города! Если в Тбилиси народ ездит по правилам, то Батуми напрочь их игнорирует! Такое впечатление, что водитель изучает ПДД в детстве, рассматривает их в виде веселых картинок, до того момента пока не научится читать, а когда научится читать, больше к ним не возвращается, напрочь потеряв интерес. Пешеходы переходят улицу на красный свет, и это нормально, пропустить пешехода на зебре — это лоховство. Ловить вафли на свой зеленый, и потом проехать на красный — в порядке вещей, а езда по встречке — как "отче наш". Разделительная полоса между двумя рядами в одну сторону должна быть строго между колес, ну и тронуться с обочины не посмотрев в зеркало – не считают даже до «раз»! После цивилизованной езды мозг просто взрывается. И при всем этом бардаке мы не видели серьезных аварий. И совет пешеходерам, которые шастают по зебре не глядя на дорогу: Наступив на зебру- посмотрите налево, а на середине дороги — посмотрите направо, мне пофигу, а вы возможно останетесь здоровыми.

Что сказать про этот город контрастов, который зовут Батуми? Прикольно, с одной стороны современные высокотехнологичные здания, с другой старый город, и постройки 50х годов. Такое непонятное переплетение эпох и времен. Достопримечательную часть города можно обойти за час, и вы видели весь Батуми. Если более подробно, то часа 4-5. Припарковать машину можно на тесных улочках города или на улице Ниношвили, возле пассажирского порта за 1 лари. И с этой улицы можно начать осмотр центра города, набережной, и всех новостроек. Все находится рядом, и особо плутать не приходится, конкретного маршрута нет, можно просто шататься по улицам, и находить красивые здания. Если что, то вот карта с красотами Батуми.

Вечер мы провели с нашими новыми друзьями из Польши. Они доехали к нам на велосипедах, и заселились в свободные комнаты нашего особняка.

На следующий день погода была хуже некуда, лил дождь, и просвета не было, хозяин особняка рассказал нам что можно посмотреть в округе, и мы поехали любоваться красотой, потому что на море можно было только смотреть из окна автомобиля, или с берега, если не лил дождь. Поднялись в горы, заехали в деревню Кеда, помучали девушку в информационном центре, взяли карты и поехали.

Первым был винный дом Ладо Шавишвили в селе Вайо, который находился в горах. Дорога, вернее направление к нему было уже привычным, благо были указатели, а мозг плюнул на все, и сказал что машину починим. Колоритный дядечка, угощал нас вином, рассказывал про сорта винограда, наливал водки и чачи. Впечатлило отношение, стоит посетить этот винный погребок.

Напробовавшись вина и чачи, нас потянуло на подвиги. Доехали до другого винного дома, вернее до развилки Винный дом- Крепость, и бросали жребий, что первым посетить, крепость 12 века или винный погребок, крепость победила. Она победила все в этот день. Смотреть поехали всей толпой, вернее тремя машинами. Первой отвалилась моя, штурмовать крутой подъем глины с камнями я не решился. В сухую погоду я бы туда возможно и залез, но после хорошего дождя шансов не было ни одного. Машину бросили в ближайшем  дворе в деревне, получив согласие хозяев.  Вторым отвалился прокатный Паджерик на лысой резине, глины на дороге стало больше. Прадик на "злой" резине тоже не доехал, пришлось идти пешком, хотя это тоже не помогло. Уперлись в облака, видимость стала практически нулевой  и искать крепость стало невозможно. Странно, на указателе была цифра 1450м, только непонятно чего, расстояния  до точки или высоты над уровнем моря? За 3.5км дороги, крепости мы не обнаружили, как и других дорог, куда можно было свернуть. В общем плюнули и вернулись в исходную точку.

Винный домик послали куда подальше, не стали проверять этот указатель, ведущий  уже в другую сторону, подвигов  на сегодня достаточно. Поехали к водопаду. Сегодня точно не наш день, исторический мост не нашли, водопад пропустили, решили дальше не мучаться, а угомонить червячка, и засеть в кафеху. Рекомендованая кафеха у второго водопада была закрыта, сезон закончился, в округе приличных заведений для нашей толпы не нашлось, пришлось спускаться в город и искать там. В отчетах рекомендовали кафе Ika на улице Горького 91. Карта Батуми и нафигатор такой улицы не знали, а ехать искать на удачу не позволял червячок. Он так стучал в стенки желудка, что можно было получить сотрясение мозга. Решили не тратить зря время, заехали купили бараньих котлет (возле поворота на аэропорт), овощей, и сами себе устроили прекрасный ужин. Продаван котлет оказался жуликом. Вечером жареные котлеты у него стоили 30 лари кг, а днем, когда хозяин был на месте- 25.  Мы брали днем замороженные всего за 15 лари кг. Котлеты были вкусными, их надо было только бросить на сковородку и посмотреть, как они уменьшаются в размерах во время жарки и сковородка наполняется жиром. А что вы хотели, это баранина. Соль и все специи уже были внутри котлет. Что было дальше не помню, но было весело.

Следующим утром, наши польские друзья нас покинули, им на великах надо было добраться  до Кутаиси, и улететь  домой, на улице солнце еще не показалось, и накрапывал дождик. А мы, предварительно разведав точки и найдя координаты, повторили вчерашнюю попытку осмотра водопадов и мостов. В этот день все получилось с первого раза.

Даже заехали в винный дом Аджарии. Тут как и полагалось у туристического места: внешняя красота, понтовый подвал, платная дегустация вин.

После этого мы все таки решили посетить кафе Ika  (Ика) на улице "Койкого", оказывается её переименовали в Горгиладзе, а дом 91. К кафе мы приплыли, причем в реальном смысле этого слова. Часть улиц Батуми напоминала Венецию, а движение вообще превратилось в хаос.

В кафе нас приняли, часть блюд приготовить отказались, в связи с отсутствием электричества, ну не получается у меня попробовать хачапури по "Аджарски",а что можно приготовить на газу принесли. Вкусно, порции большие, по цене вполне гуманно, так что могу рекомендовать. После кафе, проплыв еще раз по городу, мы вернулись домой. На улицу выходить не хотелось, сильного дождя не было, но накрапывал мелкий дождик.

Погода внесла коррективы в наши планы. После Батуми нас ждала Сванетия( Местия и Ушгули), но там шли дожди, и была низкая облачность, так что ехать туда не было смысла, по облакам мы могли погулять и в Аджарии, один хрен нифига не видно. Поэтому было принято волевое решение отложить Сванетию, и посидеть на море. Наша команда разделилась, часть поехала смотреть новостройки в Анаклию, а мы еще разок посетили Батуми, прокатились на фуникулере, он работает с 11.00 до 23.30. Стоит 5 лари туда-обратно. Классно, весь город как на ладони, и старые кварталы и новостройки, обязательно посетите, не пожалеете. Зашли на местный рынок. "Черкизон" отдыхает, создается такое впечатление, что ты залез в платяной шкаф, и шастаешь по нему или гуляешь по обувным полкам, даже чуть не заблудились.

Местный народ относится хорошо, за рукава не хватает, никуда не затаскивает, не смотря на то что турция в двух шагах от города. Смело можно гулять где хочется, но желательно в светлое время суток, правила личной безопасности никто не отменял.

Вечером, поздним вечером  мы купались в буре восторга и радости. Приехала вторая часть команды, и раскрутила такой водоворот событий и восторга, что они столько видели, что все было так классно, они столько нагуляли и увидели, что все Уууууу, Ааааааа., Ну ващеееее.  Вся эта буря восторга улеглась по мановению волшебной палочки, когда я попросил показать  фотографии.. …….  Делаем вывод, в Анаклии делать нечего, если не собираетесь плющиться на море.

Следующим утром было море,  перегон в Тцхалтубо, и пещера Прометея. Вход стоит 7 лари, за дополнительные 7 лари вас еще прокатят по подземной реке. По поводу поездки на лодке ничего не скажу, мы не катались, а вот пещера класс! Почти 1.5км пешей прогулки под землей пролетели незаметно. Подсветка сделана грамотно и красиво, экскурсии на русском, английском и местном языках. В пещере достаточно прохладно, но не настолько, чтобы хотелось одеться потеплее, но курточку на всякий случай возьмите, вдруг мороз окажется сильнее чем ваша теплоустойчивость.

После посещения пещеры у нас осталось время доехать до Боржоми, и найти там жилье. Вторая пещера была закрыта, по причине выходного дня. У «Прометея» выходной – понедельник, у «………»  — вторник. До столпа Кацхи мы не добрались, хотя и планировали. По дороге пытались найти кафеху чтобы поесть, но они что-то не попадались, или не устраивали. Остановились у маленькой частной пекарни, которая печет и торгует свежим хлебом и плюшками. Кроме хлеба в ней ничего не осталось, а червячок очень хотел есть, пришлось покупать грузинский хлеб. Тетенька, которая была внутри, дала нам хлеб бесплатно, сказала что это подарок. Неужели мы выглядели настолько голодными, что нас так захотелось накормить? Она сказала что нет, просто хочет чтобы нам запомнилась Грузия и что ее бабушка русская. Вот такие бывают сиюминутные встречи.

До Боржоми больше приключений не было. Полиция дрючила джигитов, которые слишком быстро ехали по населенным пунктам, или опасно обгоняли через сплошную на глазах полисменов, коровы как обычно гуляли по дорогам, заставляя себя объезжать, ничего не нарушало традиционный ход событий. В самом Боржоми поиск жилья прошел по отработанной схеме: город — таксист- ожидание — за тобой приезжают — заселение. Гостиница обошлась 25 лари с носа. Вполне уютный номер, даже есть кухня, на которой можно сварганить себе еду. Правда воспользоваться всеми прелестями отеля мы не успели. На утро нас ждал паровозик, который отвезет нас из Боржоми в Бакуриани. От нашего отеля до паровозика было 200 метров до моста через реку, и 300 грузинских метров до следующего моста, где расположен вокзал. Вышли на всякий случай заранее, и не прогадали. «300» грузинских метров превратились в километр.  Паровозик выделялся, и стоял отдельно, с двумя вагонами, 1 класс и бизнес. Мы арендовали целый вагон, чего мелочиться?

А потом подумали, гулять так гулять, и до кучи прикупили ещё и локомотив. Поездка занимает 2 часа в одну сторону, на расстояние 38 км. В принципе ничего выдающегося, сногшибательных видов нет, просто рабочая поездка по узкоколейной дороге. Если бы не прокатились в кабине электровоза, то из -за дождя и низкой облачности день можно было считать загубленным.

Встать в 6 утра, куда то топать полтора километра, попить кофе в вагоне, трястись 2 часа в одну сторону и столько же в другую, это на любителя. Но если на узкоколейке не катались, то попробовать стоит, это отдельный колорит. Если есть машина, то можно забросить народ к вокзалу, доехать наверх, и там через 2 часа подобрать, а не тратить пол дня на дорогу. На верху погода была тоже не айс, из вагона нельзя было нос высунуть, а картина вокруг станции безрадостная, все затянуто облаками.

Постояв положенное время, поезд тронулся в обратную дорогу,  мы пообщались с проводником,  он рассказал  нам  про жизнь, про то, что мы   еще не знали, беседа была содержательной. Спросили почему обгорели деревья на вершине горы. Проводник без злости и ненависти ответил:  что во время войны 2008 года, русские бомбили, лес загорелся, и почти месяц горел. Спросили кто из правителей лучше, Саакашвили или другие. Тут народ разделился на два лагеря, кто смог заработать  или присосаться к деньгам – хвалит Саакашвили, простой народ, который работает – ругает его. Но в целом говорят что при нем порядку было больше, а сейчас преступность начинает поднимать голову. Работы стало меньше,  жить тяжелее. По большому счету так происходит в любой стране. Но суть не в этом, мы ехали, ехали,  и наконец приехали.  По самому Боржоми гулять не пришлось, изначально достопримечательности не искали,  похоже что их тут нет как таковых, за исключением национального парка. А пол дня на прогулку по природному парку  маловато, посему  посещение парка осталось на следующий раз. Так что по возвращению с вокзала мы сели в машины и поехали в Тбилиси.

Тбилиси стал как родной город, все знакомое, почти все улицы знаем, и можем по ним ездить иногда заглядывая в нафигатор. Заселились в хостел Tbilisi House, побросали свое барахлишко, и пошли гулять по вечернему городу, заодно поужинать, и день варенья отметить. По традиции зашли в ресторан Мухамбези  (ул Kote Apkhazi 6), и хорошенько там посидели. С вином, хинкалинами, салатами, и хачапуриной,  получилось всего 60 лари на четверых, и это в центре города. Возьмите на заметку, если захочется поесть вкусно и недорого.

Если вкусно и дорого, то к мосту Метекхи (ул Kote Apkhazi 44), и там на улицах Bambis rigi и Rkinis rigi, можно прекрасно потусить, покурить и поесть. Вечером посидели и пообщались с Георгием, хозяином нашего пристанища в Тбилиси. Он поделился с нами информацией о хорошем винном магазине, и еще о некоторых мелочах, которые не заслуживают общего  внимания.

Следующий день был предпоследним в нашем путешествии по Грузии, и был посвящен покупкам и подготовке к отъезду. Мы прогулялись до Сухого Моста, и посетили местную барахолку. Она была полупустой, потому что была пятница, а самый торговый день — воскресенье. Но все равно, народ торговал, и я нашел то, что хотел купить в прошлый раз, но не успел.

Прошлись по улицам, которые не успели обследовать, и немного пошопились. Вечер был посвящен пиву. Пить вино больше не было сил, оно хорошее, качественное, но пиво все таки  роднее. Под пивко и ребрышки вечер прошел незаметно, наступило утро, и пора было трогаться в обратную дорогу.

До границы происшествий не было, грузинская таможня – 15 минут, счастливого пути, и заезжайте еще.  Международная зона — и шести часовая пробка на российской границе. После того, как мы въехали на территорию терминала, я прошел процедуры паспортного контроля и осмотра автомобиля всего за 20 минут, включая стояние в очереди. Вторая машина на 30 минут больше, перед ними из автобуса вывалилось три аула с пожитками, и все ломанулись в одно окно. Что тут творилось пока мы стояли в очереди я не знаю, но это была жесть, которая отбивает охоту еще раз посетить Грузию. 15й регион это реальные пацаны, которые не знают что такое очередь, им всем надо больше всех, и они лезут без очереди, по встречке, везде где можно и нельзя. Полиция поняла что не может справиться с проблемой, и просто рубит на этом деньги. Отлавливает тех, кто едет по встречке, собирает документы, потом деньги, и едет к началу очереди. Все «окученные» едут за ней, и больше мы их не видим, они проходят границу, а мы стоим в очереди. Называется «Здравствуй Родина!», или «горячий привет с Кавказа», на долгую память.

Вот вроде и все, можно было бы закончить повествование, и сделать выводы. Но заехав к друзьям в Волжский, мы попали на праздник села. Праздник как праздник, сельская самодеятельность, халявная кормежка ухой, пловом, шурпой и чаем, народ наслушался, наелся, напился. А что было после – не знаю, мы уехали. Заехали посмотреть поющий( танцующий ) фонтан на центральной площади Волжского. Прикольно, фотография и видео не передают всей полноты восторга от этого зрелища. По масштабам с Эмиратовским фонтаном не сравнить, но все равно очень красиво.  Он включается в 21.00 и исполняет три композиции. И как в песне «Костер»  : Но иногда найдется вдруг мудак, этот мудак все сделает не так, и испортит  людям праздник.  Пьяный урод влез в фонтан во время исполнения композиции, и представление закончилось. Самое смешное, что на следующий день все повторилось, еще один уродец влез  под воду, и фонтан выключили. Все таки люди в Волжском  добрые, а могли бы и голову проломить.

Ну и теперь можно подвести итоги и дождаться штрафов с дорожных камер.
Отношение к Русским в Грузии не изменилось, оно все такое же хороше и доброжелательное. За год цены остались на прежнем уровне, только упал курс рубля. Был 20р за лари, стал 22.7. Помидоры и вино все такие же вкусные. Немного подорожал бензин, был 2.05 – 2.15. стал 2.10-2.30. В остальном все по прежнему. Так что если кто не был в Грузии в последнее время, советую посетить. Если не испугают проблемы на границе — можно на машине, если испугают – на самолете.

Забыл добавить про наши дороги.Туда ехали так: Москва-Воронеж- Ростов на Дону-Тихорецк- Кропоткин – Армавир- Минводы-Нальчик-Владикавказ. С полицией проблем не было, не нарушаешь- свободен. Что менты злые и дрючат москвичей- это байки. Затяжной спуск и подъем, дорога просматривается на 2-3 км. Сплошная, немного правее обочины в лесу торчит половина белого автомобиля. Понятное дело что это стоят полицаи.  Меня обгоняет машина и на бреющем  несется вперед. Угадайте какой регион, и что было потом?  Если стоит машина полиции, то рядом с ней обязательно стоят другие и из трех машин, две обязательно из Москвы и подмосковья. Даже на въезде в Северную Осетию с нас не попросили денег, а только зарегистрироваться.

Есть неприятный момент между Кропоткиным и Армавиром. Там идет ремонт дороги. Сначала указатель вас загонит в поле, а дальше – как хотите. Хотите по полю, не хотите – все равно по полю. Потом выезжаете на дорогу и медленно и печально ползете 30 километров. Готовьтесь там потерять 2-3 часа. Если нет желания убивать подвеску, то поинтересуйтесь  другой  дорогой .

И собственно сама карта с ключевыми точками. Нажать сюда.