Грузия 2013 ч2

Правда нас дождался другой заводик- Kindzmarauli Marani, а не тот, на который мы планировали заехать. Докатились до прикольного постамента с арбой и кувшином и повернули по указателю. Доехали до охраны завода и спросили насчет экскурсии и покупки вина. Нам разрешили, и за 20 лари с носа мы прошлись по заводу и надегустировались местной продукции. Сначала нам на пробу наливали из небольших краников, прямо из бочек, а в одной не было давления или не работал кран. Проблему решили просто, пришел дядя с большим шлангом, прикрутил его к бочке и накапал нам бормотушки, мы его попросили чтобы он далеко не отходил, уж больно он хорошо наливал. К концу дегустации мне стало хорошо и весело, все таки индивидуальный подход, это прекрасно.  Накупив вина, помахав ручкой заводу, мы поехали ночевать в город Sighnaghi.
Винзавод киндзмараули Погребок Бокал Готовая продукция.   Винзавод Наливай! Склад Поворот на завод

Нас уже ждали и встречали у вьезда в город. Милый отельчик, ночевка, вкусный и сытный ужин, с вином и чачей + завтрак обошелся в 50 лари. Прогуляться по городу в светлое время суток мы не успели, пришлось гулять по ночному. Красивый городишко, центр отстроеный заново, но сохранились и старые улочки выложенные брусчаткой и подсвеченные фонариками. Очень приятно погулять по ним, правда городок маленький, и много не нагуляешь. Очень понравилось стратегическое расположение крепостных стен! Стены окружают не город, а огромный пустырь,а сам город находится рядом, чтобы запутать врагов. Противник начинает ломиться через крепостные стены, теряет людей, а местные жители стоят рядом, глумятся и дают советы как лучше нападать. Когда обессиленый враг прорывается сквозь оборону, и видит сплошной бурьян, он опустив руки сваливает домой, а местные жители празднуют победу. Пять баллов, я  бы до такого никогда  не додумался. С утра пораньше, мы еще разок прогулялись по городу, забрались на крепостную стену, вскарабкались на сторожевую башню, посмотрели на часы на центральной площади, купили продуктов на рынке и поехали зажигать в национальный парк Вашловани.
Ночной сигнахи Ночная подсветка башни. Сигнахи Утро в Сигнахи Крепостные стены Сигнахи.  Колокольня  Стена памяти карта города Сигнахи  Центр Сигнахи  Улочка Церковь  Сигнахи- старая улица Алазанская долина На башне  Башня крепостной стены Сигнахи
Он находится на границе с Азербайджаном, и там требуется регистрация при посещении парка и в погранслужбе. Доезжаем до центра города Дедо Плицкаро, спрашиваем где находится  администрация национального парка и едем туда. Здание выглядит вот так.

Заходим туда с паспортами и техпаспортом автомобиля. Добрая тетенька рассказывает нам что и как делать в парке, дает карты, спрашивает про наш маршрут и рекомендует получить пропуск у погранцов. Одна ночевка в парке, за 6 человек и 2 машины  вылилась в 40 лари. Берите с собой воду, там степь с холмами и воды взять негде, кроме как в лагере рейнджеров. Получив наставления, карты, и пожелания хорошего отдыха мы поехали в парк. Дорога была сначала покрыта асфальтом, а потом превратилась в тихий ужас. Тетечка нам говорила что прямо лучше не ехать, а уйти в поля, хочешь влево, хочешь вправо и по грунтовке ехать в парк, все дороги все равно сходятся в одной деревне, и оттуда уже можно въезжать в парк по указателям. Но ее слова дошли до нас на обратном пути. На легковом автомобиле туда ехать не следует, минимум паркетник. В проитвном случае вы ничего не увидите, или угобите свое средство передвижения.
Цветочек  в парке Парк Вашлавани   дорога, пыль
Наглотавшись пыли, протряся все свои косточки по ухабам,  мы доехали до первой станции рейнджеров, потрещав с бравым  воином, мы поехали по грунтовой дорожке вдоль заповедника. Полюбовались красотой этого места. Народ писал что тут все просто охрененно, а нам это напомнило заросший песчаный карьер. Проехав вдоль обрыва, мы спустились в русло высохшей реки, дорога была там, и доехали до второй станции. Никого там не нашли, решили проехать до смотровой площадки, и посмотреть что красивого нам предлагают. Доехали до погранцов, показли им паспорта и доки на машину, пообщались, и поехали на смотровую площадку. Очень понравилось общение и с погранцами и с полицией, все доброжелательные, улыбаются, помогают, интересуются откуда мы, и узнав что из России, говорят что мало приезжают, хотя количество туристов увеличивается. Очень ждут нас в гости, и просят приезжать, и не бояться, русским тут рады. Дорога опять шла по буграм, и по руслу реки, которая периодически превращается в каньон с достаточно высокими обрывами. Добравшись до смотровой, мы увидели красивый вид на еще один песчаный карьер, только уже естественного происхождения. Дорога вела дальше, и спустилась в этот карьер. Вот тут водители оторвались, их проперло играть в индейцев и ковбоев, один убегал, а второй догонял, а мы глотали пыль, и считали кочки своими задницами. Дорога шла по руслу реки, и напоминала Гранд каньон в миниатюре. Когда каньон кончился, мы развернулись и начали игру в обратную сторону, но уже с остановками для фотографий. Солнце клонилось к закату, и еще раз помахав погранцам рукой мы вернулись в лагерь рейнджеров.
Степь
Ребята нас встретили, показали где мы можем расположиться, поболтали с нами за жизнь, и пожелали спокойных снов. Ночевать можно в домиках на стоянке рейнджеров, а можно в палатках, для особо приближенных к природе — прямо на земле под открытым небом. Разбив палаточно-автомобильный лагерь, мы накрыли поляну, наварили огромную кастрюлю макарон с тушенкой, и все это сожрали, запивая грузинским вином. Вечер удался на славу, нехватало только гитары и барда, который бы тренькал свои песенки под звуки этой  балалайки. Ночь была тихой и спокойной, если не считать трелей сверчков, в остальном никто не тревожил наш сон.

Утром в роли будильника выступила сорока, она трещала минут десять, а потом улетела, скотина. Сон как рукой сняло и пришлось вставать. После завтрака нас ждал длинный путь по ухабам и руслам рек, вдоль Грузино-Азербайджанской границы. Проехав мимо погранцов, но уже в другом направлении, мы начали любоваться красотами которыми природа наделила эту местность. Честно говоря, меня не сильно торкнуло, и про щенячий восторг я не скажу, но все равно было необычно. Народ писал что едешь типа по африканской саванне, только нет животных. Врут, все равно что УАЗ сравнивать с Т72. Оба вездеходы, из обоих можно стрелять, только есть нюансы. Опять же, по информации нарытой в сети, народ там зарывался, копал и без трактора не мог выбраться. Это правда и касается весны и хороших дождей. В сентябре там все сухо, и везде можно проехать без особых проблем, если дружишь с головой и умеешь водить машину. По времени вся поездка по парку заняла примерно 6-7 часов ходового времени, и если постараться, то практически все можно объехать в течении одного дня, Утром заехать, и к закату солнца свалить оттуда, если не заплутаете. Если вам нравится рассматиивать каждый кустик, и пол часа плясать вокруг него, находить два одинаковых камушка в русле реки, или найти 20 отличий в двух листиках на одной ветке, то лучше ехать на пару дней.

Честно говоря, я ожидал большего, но на это не стоит обращать внимания, у всех вкусы разные. Кому нравятся горы, кому море, кому пустыня. Народ восторгался полуразрушеными домиками пастухов, фотографировал их, удивлялся, почему нам не интересно. А я в деревне по месяцу в таком жил, и желания снова окунуться в такую разруху пока не испытываю. Интересно прокатиться по сухим руслам, у нас такого нет, а степь я видел. Саванну напоминает отдаленно, если судить по Animal planet, но если приехать сюда весной, и чего нить дунуть, то наверно будет точная копия. Трава зеленая, деревья раскидистые, реки полноводные, все цветет и пахнет, а стада коров и овец смотрятся как зебры, антилопы, львы, и т.д. Короче говоря, если любите природу — приезжайте, не пожалеете.
    Нановаран

Прокатившись по парку, выбравшись на твердый асфальт, мы посмотрели на часы, времени оказалаось вполне достаточно, чтобы потратить на что то еще. И мы поехали в сторону Telavi, не отклоняясь от нашего маршрута. Времени у нас было с запасом, и мы заехали в храмовый комплекс Dzveli Shaumta. По легенде очень намоленое святое место. Судя по дороге, которую к нему делают, тут как минимум должен быть Новодевичий монастырь, но мы немного поторопились, и приехали рано, лет на 5. Три постройки, которые потихонечку восстанавливают, и остатки фундамента, причем ремонт начали не со зданий, а с дороги к ним и дорожкам вокруг построек. Учитывая что мы видели до этого в Gremi и Алаверди, совсем не впечатлило. Если вы не собираетесь оттаптывать себе колени, разбивать лоб об пол, в ожидании пока на вас снизойдет манна небесная, в виде куска отвалившейся штукатурки, то сюда пока (2013год) можно не заезжать. Чуть раньше, по этой  дороге, есть новый монастырь, но мы в него не заходили, огромного разнообразия и стилей зодчих тут нет. И все церкви построены по одному типу и подобию.
Dzveli Shumata Дзвели Шумата

Посетив это святое место, мы поехали искать место ночлега. Отель, который мы увидели на дороге, оказался рестораном, и нам пришлось возвращаться в город. В следующем отеле для нас не нашлось места, и нас приютил гостевой дом Marinella. Если соберетесь остановиться в Телави- очень рекомендую. Милый уютный домик, постройки 188х года, доделанный под современные нужды- 30 лари с завтраком, 10 минут пешком от центра. С ужином нас обломали, но посоветовали ресторан в центре города. Вызвали для нас такси и за 4 лари шесть человек  за два рейса были перебошены к ресторану. В ресторане свободных мест не нашлось, и пришлось искать другое место ,чтобы утолить голод. Тут (по Telavi) мы уже гуляли, и имели представление куда сунуться. В одном месте только хинкали и пиво, в другом фастфуд, в третьем только булочки и кофе. Ресторан при 4* отеле не рассматривался, в очередном кафе на штендере куча надписей( хинкали, салат, суп,  кока-кола, ...)  Заходим: Суп есть? — нет, салат?- закончился, а что есть?- хинкали и пиво. Понятно, вернулись к ресторану на удачу, вдруг места освободились. Удача повернулась к нам лицом. Свиной шашлык 6 штука, 2 больших порции картофеля фри, 3 Грузинских "Цезаря" и 4 литра пива нанесли ущерб на 121 лари на 6 персон. Мы хотели заказать чего нить еще, вдруг не наедимся, но официантка сказала что этого будет вполне достаточно, и оказалась права, последний кусок мяса в нас не влез.
Marinella Гостевой дом Маринелла зал Отель Marinella  комната отеля
Вывалившись как стадо колобков из ресторана, мы покатились в центр города, там был какой-то праздник, и тусил народ. Послушав песенки, вопли народа, пообщавшись с местными, мы вернулись в наш отельчик,  и завалились спать. Завтра нас ждала Вардзия, и перегон 320км,  надо было хорошенько выспаться. В итоге до Вардзии мы добрались поздно ночью с приключениями. По дороге накрылся подшипник полуоси, не выдержал он нагрузки времени и горных дорог,  мы передвигались со скоростью черепахи,  в жутком напряжении, от ожидания когда же мы все таки встанем. Но прадик честно дотянул до сервиса и сказал: ремонтируйте.  Рядом с Тбилиси мы нашли автосервисный шанхай, и пол дня провели в поисках запчастей и заменой этого подшипника.  Спасибо нашему грузинскому другу, он подсказал где можно купить запчасти, и сэкономил нам кучу времени. Часам к 18ти вечера эпопея с ремонтом закончилась, и мы смогли снова тронуться в путь. В наши планы сначало входило посещение ....... очень почитаемое и намоленое место, как нам рассказали, смотреть особо не на что, но зато, если правильно молиться, и хорошенько стучать лбом об пол, то бог исполнит ваши просьбы. Даже если он не услышит ваш глас вопиющего, то на память останется шишка на лбу. Так как у нас есть все ,кроме совести и денег, ехать и просить чего то еще мы не стали, а поехали к месту ночевки.

До Вардзии мы должны были ехать по красивому перевалу, но так как на страну уже опустилась ночь, было без разницы, по какой дороге ехать, толи по нижней Тбилиси – Манглиси – Цалка – Наноцминда -Ахалкалаки – Кхертвиси –Вардзия. Толи по верхней, через Мцхета – Гори – Хашури – Боржоми – Ахалцихе -Кхертвиси –Вардзия.  Поехали по нижней дороге, через красивые перевалы, которые в темноте были не видны. Уже около 23 часов мы добрались до места назначения и созвонились с хозяевами. Они нас ждали, и рассказали как их найти. Нам показали наши номера, и пригласили на ужин. Там уже была накрыта поляна, нам принесли салаты, картошку, вина, сыр,хачапури,и на последок подали жареную на огне радужную  форель, такого приема мы не ожидали. Приеду встану на весы, и упаду в обморок, как минимум 4 килограмма я тут наел. Утром был завтрак, встреча с хозяином Володей, он показал нам территорию, винный погреб, рассказал что можно посмотреть в окрестностях, и предложил попробовать домашнего вина. От вина с утра  мы отказались, прав лишаться не хотелось, попрощались до вечера и поехали на поиски приключений.
Винный погребок цветы
Первый монастырь был в километре от нашей ночевки, маленький, женский, красивый, ухоженый, понравилась каменная крыша храма, именно каменная а не черепичная.

После него был город-крепость Вардзия. Вход стоит 3 лари, подъем на гору — бесплатно, если есть фонарики, то берите с собой, пригодятся. Внизу можно взять гида, но можно и примазаться к экскурсии, сюда их привозят в приличном количестве.
Вардзия Вход в пещерный город Крепость Вардзия  Бастион Вардзия
Полазив по этим катакомбам, пощекотав друг другу нервишки, мы выбрались из этого исторического места, которое начал строить царь Грузии Георгий III в четвертом веке, как город-крепость,в котором должен был располагаться многочисленный,всегда готовый к бою гарнизон.Начатое отцом закончила дочь-царица Тамара,изменив назначение строительства,она построила грандиозный укрепленный монастырь.После пещерного города мы поехали смотреть крепость на въезде в ущелье в деревушке Кхертвиси . Крепостей тут было достаточно, но не к каждой можно добраться и не все восстанавливают. Эта более менее восстановлена, снаружи смотрится красиво, но есть один недостаток, тут гуляют коровы. Страшного ничего нет, туристов они не едят и не бодают, но под ноги надо смотреть внимательно. В левом крыле крепости восстановлена церквушка, в нее тоже можно зайти и помолиться, если есть желание, и сможете в нее забраться. У нас осталось приятное впечатление от её посещения.
Крепость кхертвиси Кхертвиси Крепость Крепость внутри
Ехать до крепости расположеной в Алкалахи  мы не стали, оставили на следующий раз, да и за это время накопилась усталость, и лазить по развалинал было лень. Мы решили остаток дня порелаксировать. Нам сказали что тут есть гейзер и бассейн с минеральной водой. Когда расспросив местных мы его нашли, мы долго думали, оно это или нет. Гейзер представлял собой поток воды из вертикальной цистерны, а бассейн — его нет. Стоят полуразрушеные домики,заброшеные еще в советские времена, а на стене одного написан телефон. Оказалось что это и есть крытый бассейн. За 3 лари с носа можно купаться пока не сваришься вкрутую, и пить эту минеральную воду. Правда бассейн только с горячей водой, и пока ничего там не организовано, ни раздевалки, ни холодного бассейна, ни бара у бассейна, ни мрамора на стенах.

После того как мы наминерализировались, поехали искать кафе чтобы заморить червячка. Фастфуд на стоянке у крепости Вардзия нас не устроил, а кафе было уже закрыто — не сезон. Ну и ладно, поехали в наш отельчик,  попросили девчонок нас накормить. Нам накрыли поляну на берегу реки, принесли вина, пришел хозяин отеля, принес 2 бутылки хорошего грузинского коньяка, проздравил наших именинников и немного посидел с нами. Обед начатый в 5 вечера, плавно перетёк в ужин, и закончился в половине первого ночи.
В ожидании обеда Обед!  Ужин
Пока мы были еще трезвые, Володя, хозяин отеля, показал нам место, куда надо обязательно добраться, и мы решили это сделать утром, перед  отъездом в Тбилиси. Надо было перейти речку в брод, немного подняться в гору, и залезть в дырку в стене. Что там, я рассказывать не буду, спросите у Володи, он вам сам расскажет. Могу лишь добавить, что если обойти это место слева, то вы увидите Каппадокию в миниатюре.

Попрощавшись с хозяином отеля, мы попросили продать нам 5 литров его домашнего вина. На что Володя нам ответил: «Продать — не могу, могу подарить».  Если будете в Вардзии загляните к нему , и передайте привет от двух «Володь» адреса нет, есть только телефон — +995 99 116 207.  Дальше нас ждал Тбилиси, в который мы ехали по верхней дороге, мимо Алкалацихи,Боржоми, Гори.  Дорога оказалась вполне хорошей, и не смотря на то, что идет через населенные пункты, мы доехали по ней достаточно быстро. Попутно посмотрев город Боржоми, и прикупив там минералочки.
   Боржоми Город Боржоми

Тбилиси — столица Грузии, как обычно самый населенный город, со всеми выливающимися отсюда последствиями, пробками, ночным весельем, ночной подсветкой, и  прочими сопутствующми принадлежностями. Наш навигатор приказал долго жить, и пришлось воспользоваться навигатором мобилки, который в принципе правильно показывал улицы города, но не имел маршрутизатора. Ничего, добрались, по встречке, с небольшими нарушениями. Забронированный гостевой домик "Dream Hill" находился как раз в центре города, на склоне горы, под крепостью. С балкона и из окошек открываестя замечательный вид на старый Тбилиси. Он обошелся всего 35 лари с носа за ночь,  до всего тут рукой подать.  До крепости, до серных бань, до фуникулера , ботаничесокго сада.
Вид с балкона  Старый Тбилиси Гламурчик  Серные бани
В серные бани заходили, для туристов 50 лари для своих – 30, что поделаешь, «гринго прайс». Внутри ничего выдающегося,  диван, туалет, душ, и небольшая купель с минеральной водой, правда тусить можно до посинения. Если пройти мимо бань, мимо мечети и обойти крепость сзади, то там будет замечательный мостик и водопад.
Тбилиси Крепость Тбилиси Водопад в Тбилиси Домик
Сама старая крепость тоже особо не впечатляет, но с ее стен открывается замечательный вид на город, а внутри продают вкусную чурчхеллу.
 «Подарок  Зураба Церетели»  жителям Тбилиси величаво возвышается над городом, его видно почти со всех точек города, и ночью он выделяется на фоне всего остального. Две стальных трубы, торчащих из старого моста замечательно дополняют атмосферу средневековья, а про стеклянный мост через реку даже можно не заикаться. Ночью он светится, мерцает, и создает впечатление живого.  А если пройти немного дальше, то можно увидеть место посадки НЛО.  Короче говоря город контрастов и удивлений.
Главный храм Тбилиси  Тбилиси Тбилиси  Памятник тбилиси    Вид с крепости Тбилиси Тбилиси, крепость
Особенно порадовали подземные переходы,  ими пользуются крайне редко. И реальные пацаны переходят дорогу  над ним.  Когда спуститесь – поймете, они выполняют роль  общественных туалетов. Так как  эти заведения  всегда закрыты, или вообще отсутствуют как класс. Так что придется делать как в стишочке: «Хорошо быть кошкою, хорошо собакаю, где хочу пописаю, где хочу покакаю».
Нагулявшись по городу, присев на балкончике,  попивая домашнее вино, мы 10 минут наблюдали фейерверк. Кто то гулял свадьбу и бесплатно развлекал народ  этим красивым китайским чудом.
    Набережная Тбилиси Набережная

В итоге, что можно сказать про Грузию.
 Простой народ не жирует,  очень любит русских туристов (они везут деньги), всегда рады их видеть, и нас везде приглашали приходить еще. Когда я ехал туда, я все думал, что страшно будет ходить по улицам, особенно после московских рынков оккупированых чурками. На самом деле все было наоборот, и совсем не страшно и не ужасно. Люди добрые,  отзывчивые, готовые помочь, причем без задних мыслей. Иногда даже сами подходили и заводили разговор, не смотря на то, что мы шли мимо них.  Возможно это прекратится, когда хлынет огромный поток туристов, но в данный момент времени все хорошо.

Дороги –  где большой автомобильный  поток – хорошие, или приводят в порядок,  где маленький –  хорошие и в некоторых местах условно хорошие.  В труднодоступных местах ( Омало, Вашлавани) -  практически не проходимые для седанов, и проходимые для паркетников.
Движение в Тбилиси достаточно плотное, сравнимо с московским по выходным,  правила нарушают, но достаточно безопасно. Уровень бардака на дорогах достаточный, но его описывают гораздо страшнее, чем он есть на самом деле. Ездить не так страшно, как кажется, не смотря на творящийся бардак, аварий мы не видели, хотя сердце замирало, когда нас обгоняли на узкой дороге,  в закрытых поворотах.
Да, забыл добавить, на дорогах частеноко попадаются стада баранов, в смысле животных, и коров, так что будьте бдительны.
Автомобильная страховка  в Грузии не предусмотрена!  Вся ответственность лежит на вас.
Бензин

Еда в кафешкках и ресторанах вкусная, без замороченых изысков, порции большие, а ценник гуманный. Тут за столом принято кушать, а не любоваться портретом поросёнка на тарелке, обрамленным овощами и фруктами,  в исполнении художника,  орудующего ножом и поварешкой.  В центе Тбилиси, в почти понтовом ресторане мы оставили 40 лари с носа. В Телави – 25 лари. В полуподвальном  кафе ( в старом Тбилиси) – 33 на двоих.

Вино и чача. Чача – виноградный самогон, дрянь редкостная, а вот вино…….. Начинается от 3 лари за бутылку и кончается ……. где  кончается предел разумного. Производство контролируется государством, так что уксуса или крашеного сока со спиртом в бутылках нет. Оно может не понравится по вкусу, но все достаточно качественное.  Коньяк тоже хороший, брать можно. До шампанского не дошли, печень сказала: -Хватит!
Наш маршрут был таким. Если смотреть по городам.  Stepantsminda - Ананури – Тианети – Ахмета- Алаверди – Икалто – Телави – Кисисхеви – Напареули — Пшавели – Омало – Пшавели – Греми – Некреси – Сигнахи – Дедо Плисцкаро – Вашлавани – Телави – Тбилиси ( проездом)  -  Вардзия – Тбилиси – Stepantsminda – Здравствуй Родина!

Посмотреть на карте Грузии.

Итого потрачено денег за 2 недели:
Отели в России – 3300р на двоих за 2 ночи.
Поборы на блок-постах 2500 с машины
Поменяно рубли — лари -35000р ( практически ничего не осталось, все потратили)
1 лари- 20-21.8 рубля (в зависимости от места где меняют)
Солярка  в Грузии 2.05  лари.
Пробег составил  Москва-Тбилиси – Москва — 4000км.
По Грузии – примерно 1500 км. ( Пшавели-Омало-Пшавели – 145 км + покататься там 45 км. Средняя скорость 15-20 кмч. + Парк Вашлавани 100 км по грунтовкам, тоже не быстро.  Остальное по асфальту).
В среднам жилье обходится  от 30 лари до 50ти, в сутки с лица. В 50 обычно входит завтрак и ужин.
Грузинское гостеприимство – выше всяких похвал. На следующую осень  мы опять планируем туда метнуться.