Ликбез по шиномонтажу.

Что должен знать автовладелец про шиномонтаж? 

Если честно — то ничего!  Водитель должен приехать в шиномонтаж, пойти попить кофейку, посмотреть телек и уехать по своим делам переобутым по сезону. Но это в том случае, если у вас достаточно денег, чтобы оплатить дорогой , качественный шиномонтаж с сезонным хранением резины. Если вы из этого разряда — дальше читать уже не надо, у вас все хорошо.

Но если денег нет, то многое придется изучить, чтобы потом не приобретать некоторые проблемы. А проблем там достаточно.  Начнем с простого:

1. Бескамерный вентиль. Стоит недорого, поменять не сложно, обычно автоматически меняется при установке новой шины на диск. Т.е. старые шинки износились и пошли в помойку, вслед за ними нужно отправлять и бескамерный вентиль, руководствуясь правилом: новая шина- новый вентиль. В противном случае через какое то время это все равно придется сделать. Проверить вентиль достаточно просто- тыкаем в него пальцем и шатаем во все стороны как джойстик. Если слышим шипение выходящего воздуха — значит его надо менять. Сам бескамерный вентиль своей смертью не умирает, ему помогает неправильная разбортировка колеса. Но это если речь идет о качественных вентилях, а не дешевой китайчатине.

2. Нипель — стоит копейки, меняется по мере надобности, сложностей никаких, даже колесо с машины снимать не надо.  Если он не пропускает воздух в обе стороны- им не стоит заморачиваться.  Правило нипеля: туда дуй, оттуда ......  — значит исправен.

3. Колесный диск. Он должен быть круглым, не овальным, не квадратным, не треульльным, а именно круглым. В противном случае вас достанет вибрация автомобиля на скоростях от 80 до 120 кмч. И никакой балансировкой, окроплением святой водой, и танцами с бубном вокруг машины вас от вибрации не спасут. Проверяется очень просто- во время балансировки колеса, пока оно крутится на станке надо посмотреть на обод диска с двух сторон, и вы стразу увидите в каком состоянии ваше колесо.

3.а. Восьмерка на колесе. Проверяется точно также как п.3 глядя на колесо во время его вращения. Если восьмерка есть, то отбалансировать колесо достаточно сложно. Станок измеряет дисбаланс, и просит повесить пару грузиков на обод. После установки грузиков делается контрольная прокрутка. Но после контроля станок предлагает повесить еще пару грузиков недалеко от тех, которые мы только что поставили. Ведь точка баланса сместилась, а нам его надо вывести на ноль. В итоге периметр диска обвешивается грузиками , что само по себе выглядит не очень красиво, а самое главное что безрезультатно.


Вибрация все равно остается. Не потому что мы не отбалансировали колесо,  а потому что оно двигается зигзагом.
Это клинические случаи, которые таблетками не лечатся. Тут помогает только правка диска на специальном станке, если диск того стоит, или вынос на помойку и замена на новый.

3.б. Коррозия посадочного места колесного диска.  При езде по дорогам каждый колесный диск подвергается нагреву, контактам с водой и различными химикатами, из-за этого метал диска начинает разрушаться и оставляет на гладкой поверхности различной глубины ямочки, наросты, и ржавчину. Это видно при демонтаже резины с диска.

Всю эту гадость надо обязательно счищать с диска,  защищать краской, и только после этого собирать. Но это возможно только тогда, когда есть время. А его обычно нет, и в лучшем случае это место сажается на герметик бортов и собирается.

 

 Если этого не сделать, то вы получаете некоторые отложенные проблемы в виде спущенного колеса. Вы будете подкачивать одно или несколько колесиков раз в неделю, или месяц, или при понижении температуры за бортом ниже критической точки. Температура критической точки величина непостоянная и зависит от нескольких факторов: температуры за бортом, качества и возраста резины,  глубины и количество неровностей и ржавчины на колесном диске.

3.в. Герметик бортов. Штука хорошая, но если он лежит одним слоем.


Если на старый слой кладут новый слой герметика, то при демонтаже вы можете получить вот такой подарок.



Страшного ничего нет, шину еще можно использовать, но всех прелестей бескамерного колеса вы лишитесь, колесо будет с камерой, и со всеми отсюда вытекающими. Этой проблемы можно избежать, если при демонтаже шины, предварительно смазывать её мыльным раствором. Но не все шиномонтажники об этом знают. 

Подводим промежуточный итог. При сборке колеса посадочное место резины должно быть очищено и в случае надобности смазано герметиком бортов. Проверено состояние  нипеля и самого бескамерного вентиля.

Переходим ко второй части — балансировке.
Первым делом смотрим на каком основании стоит балансировочный станок. Если на бетонном и прикручен к полу — то шанс того что нам сделают все правильно высок. Если на деревянном или другом не очень устойчивом-  Х.З.

Перед балансировкой должны быть сняты все старые грузики, давление в шине приведено в норму, и главное- очищена полочка внутри диска, на ней не должно быть ни грязи, ни снега и льда. Иначе вся ваша балансировка это выброшенные деньги.  

После всего этого, колесо ставится на станок и крутится. Попутно проверяются п3 и п3.а. И если все в порядке, то шиномонтаж можно считать завершенным.

Я работал в нескольких шиномонтажах, и всегда на старом оборудовании. Не было ни инструкций, ни руководств по проверке и обслуживанию балансировочного  станка, вообще никакой документации.  И многие автовладельцы жаловались, что балансировка сделана, а вибрация осталась, только она сместилась на скорость около 120 кмч.Некритично, но всеже неприятно.  Суть проблемы заключается вот в чем. При интенсивном использовании балансировочного станка, его надо периодически ( раз в месяц) проверять на собственные биения вала, и если требуется — производить калибровку. Тогда станок будет выполнять свою работу хорошо. Вопрос лишь в том, делают эту процедуру шиномонтажники или нет.
Проверить это очень просто. Просите отбалансировать колесо, когда оно отбалансировано и готово к применению, его снимают со станка, и ставят обратно на станок.  Заново вводят данные и производят проверку биения. Если станок покажет нули или дисбаланс 5 грамм на сторону( это погрешность измерения), то станок работает идеально. Если дисбаланс 15г или больше, на любую сторону, станок надо калибровать, и качественной балансировки вы на конкретном балансировочном станке не получите.

Случаи из жизни.
Звонит клиент, просится на диагностику ходовой, жалуется на биение руля при езде.  Говорит что что-то в ходовой неисправно. На вопрос на какой скорости ощущается биение ответ: на любой. Пока у нас не было шиномонтажа, мы отправляли сразу к ним для проверки колес, а теперь можем пригласить к себе. Возмущенный голос клиента повествует :  я был в трех шиномонтажах! колесо отбалансировано, а биение есть!  Вот тут возникает вопрос в квалификации трех шаномонтажей, или в честности водителя.
Человек приезжает, делаем диагностику, с ходовой вся в порядке, показываем человеку грыжу на протекторе, и объясняем, что все его проблемы кроются в этом колесе, поменяешь шину- уйдет вибрация. 

Еще. Приезжает машина на замену втулок стабилизатора. И владелец просить подкачать два передних колеса. ему надоело самому их подкачивать раз в неделю. Первая проблема была в бескамерном вентиле, а вторая в грязном посадочном месте. Вентили поменяли оба, колеса почистили, проблема исчезла.
  

Отсюда мораль, если не хотите мучится со спущенными колесами, занимайтесь колесами заранее, а не во время зимней переобувки. Объясняю. Переобувка с лета на зиму- самое хлебное время в шиномонтаже. Это как нерест горбуши, когда рыба валом идет в верховья реки, и ей плевать на все что твориться вокруг. Тоже самое и в шиномонтажках, очереди на несколько часов, и ограниченное время на каждого клиента. И никто не будет тратить время на приведение вашего  диска в порядок, это не рентабельно. В лучшем случае при сборке колеса дополнительно мазанут герметиком и "следующий"!