Перегрев автоматической коробки

Одна из причин выхода автоматической коробки из строя.

Недавно приехала машинка, Лексус  250й, приехала на эвакуаторе, потому что своим ходом передвигаться не могла. Причина — что то развалилось на ходу, и автомобиль потерял способность передвигаться своим ходом. Судя по грохоту при работе коробки, рассыпалась планетарная передача, которая стоит последней, возле хвостовика. Но это наше неавторитетное мнение, основанное на анализе произошедших событий, и устройства коробки. Саму коробку мы не разобрали, по причине того, что её забрал клиент. Так что со 100% уверенностью сказать не могу, что это планетарка.

Суть такая, на этой машине коробка уже ломалась, и была заменена на другую. Попутно было сделано дополнительное охлаждение, которое должно было способствовать более долгому сроку службы. Потому что на форумах владельцев этих лексусов все ругаются на то, что эти коробки ломаются от перегрева. 

С мнением о перегреве — согласен целиком и полностью, но есть одно заявление маркетологов: "что масло в коробку залито на весь срок службы агрегата", и вот это заявление является основной причиной выхода коробки из строя. Это уже не раз описывалось  на страницах нашего сайта, так что повторяться не буду. Смотрите здесь.

Ну так вот, мастеровые коробку поменяли, дополнительное охлаждение сделали, и начали эксплуатировать автомобиль. Машинка ездила по небольшому городу, на севере нашей Родины, пробеги были небольшими, и все было хорошо. Хорошо было до тех пор, пока не потребовалось совершить длительный пробег в столицу, а это 1200км.

Примерно на середине пути, на скорости чуть более  140 кмч, под днищем послышался удар, мотор взревел, и машина потеряла ход. Ну как ход?  Катиться под горку она смогла, а передвигаться своим ходом — уже нет. Луж масла под ней не было, кардан не лежал на асфальте, но машина отказывалась ехать, и при попытке начать движение издавала пугающие и грохочущие  звуки. Дальше она продолжила движение на эвакуаторе.

Машину привезли к нам. Ремонт коробки обходится примерно 100 000 -110 000 рублей, а б/у коробка примерно 20 000. Сами понимаете что выгоднее. По этому  нам привезли коробку и попросили заменить. С горем пополам коробку мы заменили. Это отдельная эпопея, и благодарность мастерам, которые затягивали болты крепления гидротрансформатора к маховику, метровой трубой. " Чтобы не раскрутилось".  Как рассказал сам владелец, отцепляли коробку от двигателя тогда, когда сняли силовой агрегат с автомобиля.  А мы все никак не могли понять, какая горилла, в ограниченном пространстве, с такой силой могла закрутить болты!  Когда мотор с коробкой лежит на земле, то можно хоть с 3х метровым воротком затягивать болты, место позволяет. А на машине не так все просто. Но нашелся способ засунуть туда длинный удлинитель, и таким же метровым воротком открутить болты. Он есть на видео.

В принципе кроме моментов затяжки болтов, и некоторых трудностей по внедрению коробки на место, ничего сложного. Но одна вещь привлекла наше внимание — теплообменник охлаждения коробки. На свежей коробке он был прикручен на свое место, это видно на видео, а на сломанной его не было. Вперед, к радиатору, шли резиновые шланги. Мы вспомнили про дополнительное охлаждение, которое делал владелец, и пока это место не трогали.  Потому что коробка была не от Лексуса, а от праворукого аналога, и там охлаждение коробки могло быть организовано по другому.  Но еще мы удивились тому, что от коробки шли резиновые шланги, а не стальные трубки, как обычно у японцев!

Обычно эти трубки очень мешали снимать коробку, и крайне редко без проблем отворачивались. Бывало так, что их было проще отрезать, поменять коробку, а места реза соединить шлангами. Да, да, доходило до такого, особенно когда трубки сгнивали, и любое их шевеление приводило к образованию в них дырок.  Мы посмотрели на шланги, проследили куда они ведут, и обалдели.

Оба шланга заканчивались обычной метровой стальной трубкой, диаметром 10 мм! На моей машине такая трубка стоит на охлаждении масла гидроусилителя, а тут она охлаждает автоматическую коробку! Мы еще разок прошлись по трубопроводу, может мы ошиблись, и чего то не увидели. Нет, все правильно, коробка — шланг-1 метр стальной трубки — шланг- и возврат в коробку! Вот это и было модернизацией охлаждения коробки!

Суть в том, что нормальный теплообменник, рассчитанный инженерами, был знаменен на кусок стальной трубки, и охлаждался набегающим при движении воздухом. Из-за этого коробка банально начала перегреваться. При небольших пробегах по городу, это не приводило к фатальным последствиям, масло не успевало перегреваться и становиться слишком жидким. А на трассе, при большой скорости, и практически отсутствующем охлаждении, масло стало слишком жидким, это вызвало масляное голодание в паре трения, и в итоге механическую поломку. 

Второй пример, правда он был давно. У друга была Хонда CR-V первого поколения. И со временем у него начала пропадать 3я передача. Если машина двигается по дороге без пробок, то все в порядке, все передачи присутствуют и включаются вовремя. Стоит встать в пробку, и через 10-15 минут движения в ней пропадает 3я передача. Когда стоишь в пробке этого не видно, отсутствие передачи ощущается когда из пробки выезжаешь, и начинаешь разгоняться. 1я-2я-4я а на ней машина разгоняется медленно и печально, как на газ ни дави.  И передача не появлялась до тех пор, пока коробка не остынет до определенной температуры.

Со временем время пропадания передачи начало сокращаться. Замена жидкости в коробке не помогла, равно как и промывка управляющих клапанов. Единственное что помогло — установка дополнительного радиатора охлаждения масла. Жидкость из коробки по штатным шлангам двигалась в теплообменник находящийся в радиаторе, из него не возвращалась в коробку, а шла в дополнительный радиатор, еще немного охлаждалась, и только потом возвращалась в коробку. Радиатор дал возможность нормально эксплуатировать машину еще какое то время. Это помогло примерно на год. Зимой вообще проблем не было, а летом передача пропадала примерно после 40 минут движения в пробке. Правда чем выше температура за бортом, тем быстрее объявлялась пропажа.  Симптомы были, они говорили о том, что коробку надо или ремонтировать или менять.

Дополнительный радиатор отсрочил замену коробки примерно на год, и даже чуть больше. Но все равно, в один прекрасный момент 3я передача пропала окончательно и бесповоротно. 

А на этом видео конструктивный просчет французских инженеров. Только жабоеды могут додуматься до такого- поставить радиатор охлаждения в самое грязное место! А потом удивляться, почему вариатор на моторе объемом 3.5 литра быстро выходит из строя.