Site Overlay

Ремонт рулевой рейки

Ремонт рулевой рейки

Потекла рулевая рейка.

Предыстория такова:  Позвонил постоянный клиент, у него потекла рулевая рейка на Камри Солара, по сути это Камри 20ка только сделанная для америкакии и как 2108 с двумя дверями. Скажем так, 3 литровое зубило на автомате, для комфортной езды по хорошим и не очень дорогам. Соответственно и стандарты качества америкаковские, т.е. никакие.

 Рейка потекла очень интересно. Так как машина обслуживалась у нас в автосервисе достаточно длительное время, а клиент дружен с головой и техникой, денег на ремонт не жалеет, покупает в основном оригинал, и он знает что и как происходит. Тут звонит и спрашивает, куда может деться жидкость из бачка гидроусилителя?
— Куда? Куда?  Понятное дело — под машину, если она стоит!
— Под машиной сухо! Я прикупил еще литрушку, залил в бачок, завел, бачок опустел, а под машиной все равно сухо!
— Ну 2 литра не могут бесследно исчезнуть! Значит лужа на защите, подождите немного — она появится на земле.
— Лужа не появилась, с бубном вокруг машины побегал, святой водой окропил, молитву прочитал, лобовое стекло протер, колеса попинал! Я гружу машину на эвакуатор и везу к вам, разбирайтесь что за бес вселился в машину!

Приезжает машина на эвакуаторе, закатываем на рабочее место, заливаем в бачок гидроусилителя  декстрон, заводим, бачок пустеет, а подтеков масла нет! Защита сухая, насос гидроусилителя сухой, шланги сухие, рейка сухая, куда делось масло?????
Поднимаем на подъемник, снимаем защиту, и снизу все сухо! Насторожило только одно, пыльники рулевой рейки как то неестественно раздулись, и увеличились в размере почти в два раза, и стали напоминать эмблему Мишлена.

 Нашлась бабушкина пропажа! Принесли тазик, сняли хомут с пыльника рулевой рейки, и получили назад все пропавшие литры жидкости гидроусилителя. Крыша вернулась на место, волшебство исчезло, и на нас опустились земные законы физики. Так как работать пытаемся хорошо, то герметичность хомутов и оригинальные запчасти сыграли с нами веселую шутку. Жидкость, как обычно, не потекла через неплотные соединения, а собралась в пыльниках рулевой рейки. По этому под машиной было сухо, а из бачка она бесследно исчезала.

Владелец Камри оставил нам машину на неделю, и попросил починить.Так как рулевые рейки мы не ремонтировали, то вопрос стоял в замене  рулевой рейки, или в её ремонте. Б/у рейки найти не удалось, осталось два варианта, отвезти в ремонт, или купить восстановленную, в принципе оба варианта безрадостные, т.к. туда уже лазили очумелые ручки. Остановились на покупке восстановленной рулевой рейки, так как в случае отказа купленной, всегда можно отремонтировать родную, снятую с автомобиля. На этом и порешили.

Нашли продавца, который типа с небольшой гарантией продал нам рулевую рейку. После того как я договорился о приезде и покупке, ждать пришлось почти 1.5 часа, в уши мне дули типа рейку ищут на складе, её надо поставить на стенд, и проверить как она работает. Но это дули в уши, на самом деле в это время рулевую рейку ремонтировали, чтобы я мог её забрать. Хрен с ними, мне важен результат, машина стоит, нужны запчасти.
Получив рулевую рейку на руки, мне надули в уши типа рейка б/у и гарантии особой нет, ну типа вы сами понимаете, мы не знаем как вы её установите, ведь устанавливаете не у нас, да и неизвестно что с машиной.  Ладно, рейку забрали, установили, машину отдали. Вроде вот оно счастье, но оно было недолгим. 

Через месяц или чуть больше снова стукнули сильные морозы, и рейка дала течь. Не сильно, но начала подкапывать и оставлять под машиной небольшие лужицы свежего масла.

Экспериментировать и искать другую контору, которая переберет рейку и даст призрачную гарантию не стали, а банально заказали ремкомплект рулевой рейки и перебрали. А купленную ( восстановленую ) рейку чуть позже разберем, и посмотрим что нам подсунули.

Тут будет небольшой ликбез по переборке рулевой рейки.
Первым делом надо разобрать рейку, для этого понадобится небольшой специализированный инструмент, которым можно будет открутить вот такую хитрую железяку.

Для этого измеряем диаметры корпуса рейки, вала, и ширину пазиков, и находим трубу подходящего диаметра. Потом болгаркой делаем надпилы, и убираем излишки металла, чтобы получилось подобие спецключа. Если  труба не совсем подходит по диаметру, то кончики можно подогнуть, усилие на железяке небольшое, так что за износостойкостью инструмента можно пренебречь.
  

Далее вставляем инструмент в рейку, и проворачиваем по часовой стрелке до тех пор, пока не появится конец стопорного прутка. После этого крутим инструмент в обратную сторону, и вынимаем стопор. После этого можно вытащить хитрую железяку и стоящий после неё уплотнитель с сальником.
  

Далее приступаем к разборке реечного узла. Отворачиваем контрогайку и ставим метки чтобы знать как закручена прижимная гайка, чтобы при сборке поставить её на место. Я обычно делаю надпил болгаркой, тогда точно не ошибешься. И не забудьте посчитать количество витков резьбы. Эта гайка отворачивается тем же инструментом что и хитрая железяка, но можно использовать 4-5мм пластину, которая влезет в пазы.
 

Следующий этап- откручиваем рулевой вал, и вынимаем его. Снимаем крышечку ключиком на 27, и отворачиваем гаечку на 17. «Правильные» пасаны загоняют рейку в крайнее положение, рулевой вал стопорится, и когда рейке некуда двигаться, отворачивают гайку. Заворачивают таким же образом, только загоняют в другое положение. Технически это верно, но по моему не совсем аккуратно. Я лезу в помойку, нахожу завалявшийся рулевой карданчик, и с его помощью фиксирую рулевой вал от проворачивания.
  

Отвернув мешающие нам трубки, вытаскиваем рулевой вал из корпуса рейки, и вынимаем саму зубчатую рейку. Естественно, в процессе разборки, все вокруг вас будет залито маслом, так что заранее приготовьтесь, газетки, тряпки, емкости — все пригодится.

Следующим этапом будет чистка и осмотр зубчатой рейки — это самая важная деталь этого устройства. Если на ней есть следы глубоких продольных задиров, ржавчина, или другие повреждения- обратная сборка может не понадобиться, или она будет тренировочной.
  
Если там все хорошо- то можно приступать к обслуживанию.

Сдергиваем пластиковое кольцевое уплотнение, и резинку находящуюся под ним и ставим новые. С резинкой проблем не возникнет, а вот пластик растянется и потом не полезет в корпус рейки, или повредится. Чтобы все было пучком — его надо немного нагреть, он станет мягче и оденется на ура.
   

Надеюсь про то, что надо держать руки в чистоте, и мыть все детали рулевой рейки при сборке объяснять не надо. Также не надо напоминать про смазку. 🙂

Продолжаем разговор. Из недр корпуса рейки извлекаем последний сальник. Прежде чем его вынуть, озаботьтесь тем, чтобы запомнить как он стоит, и так же поставить его на место.

Также моем и смазываем новой смазкой все доступные подшипники, в случае надобности — меняем, и приступаем к сборке.
  

Смазываем  декстроном саму зубчатую рейку и загоняем её в заранее смазанный корпус. После этого зубцы вытираем и смазываем консистентной смазкой, в моем случае это Мобил НР222.
  

Переборку и обслуживание гидрораспределителя рулевой рейки можно посмотреть в этой статье: Замена сальника рулевой рейки

Уже готовый и смазанный распределитель вставляем на место, и закрепляем его. Затягиваем гайку, и ставим на место крышку.
  

После этого устанавливаем подпор соединения рейки и рулевого вала. Резьбу смазываем герметиком и закручиваем до наших меток, попутно проверяем как крутится рулевой вал. Он должен крутиться относительно туго, ( для руки) и двигаться равномерно, без заеданий и закусываний во всем диапазоне подвижности. Если большого люфта  в рейке не было — то наши метки оставляем на прежнем месте, если рейка постукивала- затягиваем немного сильнее, но без фанатизма.
  

Остается только засунуть последний уплотнитель и хитрую железяку. Они засовываются в последовательности обратной снятию. 
 

Ну и поменять уплотнительные колечки на трубках, и установить трубки на место.

Все, работа завершена. Остается поставить рулевую рейку на место и проверить насколько кривые наши руки и косые глаза. Работа не сложная, но требует чистоты и аккуратности.Самостоятельно переборкой рулевой рейки, без опыта и навыков по ремонту автомбилей, заниматься не рекомендую. Лучше обратиться в приличный автосервис, и не вестись на дешевые ремкомплекты. а сразу заказывать оригинал. 

Ремонт "сухой" рулевой рейки

«Сухая» рулевая рейка лишена некоторых недостатков гидравлических реек, описанных выше. Но имеет свой один огромный недостаток- она одноразовая. Если у вас появился стук в рулевом управлении, то будьте добры заменить рулевую рейку целиком. Производитель автомобиля решил что так будет намного выгоднее для него. Вы экономите на замене жидкостей, но в случае чего — раскошеливаетесь по полной. 

К нашей радости в нашей стране остались люди с руками и головой. Они наладили выпуск ремкомплектов для таких «сухих» рулевых реек. И теперь не надо бежать в магазин запчастей за новой рейкой. Но в отместку производители сделали так что разобрать рейку для ремонта стало сложнее. Но и этот вопрос мы смогли обойти- смотрите видео. 

И есть одна неприятная особенность автомобилей собранных в нашей стране. Это низкое качество сборки. Заводчане просто экономят на смазках. И эта рейка не стала исключением, в ней отсутствует заводская смазка. Все как у капиталистов: гарантию отслужит, а после мы ждем вас с покупкой наших запчастей. Ни вал, где он двигается во втулке, ни зубчатая передача с рождения не видели смазки, все на сухую. В итоге под пыльник попадает вода, на валу  появляется ржавчина, и она быстро сжирает пластиковую втулку. Все, рейка пришла в негодность. 

Смазка защитила бы вал, но ее нет. На видео не показано, но при сборке рулевой рейки все смазывается смазкой.